Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 17 июля 2012 г. N 3.6-03/880
на проект федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике на расширенном заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 10 июля 2012 года, и отмечает следующее.
В рамках министерской конференции Всемирной торговой организации 16 декабря 2011 года в г. Женеве был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол), предусматривающий присоединение и членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации (далее - ВТО) с учетом условий, содержащихся в Докладе рабочей группы о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации (далее - Доклад рабочей группы).
Протокол устанавливает правовые основы для обеспечения выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках ВТО. К Протоколу прилагаются перечни обязательств по доступу на рынок товаров и услуг, согласованные в ходе переговорного процесса. По каждой тарифной линии перечней фиксируется начальный и конечный уровень связывания (предельные уровни ставок) и переходный период, в течение которого осуществляется переход от начального к конечному уровню.
Присоединение к ВТО станет для Российской Федерации одним из основных факторов, обусловливающих выбор путей международной специализации страны на мировых рынках и долгосрочных приоритетов социально-экономической политики в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на внешнем и внутреннем рынках.
Как страна-участница ВТО Российская Федерация получит равные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг. Повысится привлекательность страны для торговых партнеров и инвесторов на основе обеспечения предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО. После присоединения на Российскую Федерацию распространится режим наибольшего благоприятствования и национального режима странами-членами ВТО. Участие в ВТО устранит дискриминацию России в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами. Продолжится процесс гармонизации национального законодательства по вопросам международной торговли с нормами и правилами на основе соглашений ВТО и в соответствии со взятыми обязательствами. Для Российской Федерации расширятся возможности участия в преференциальных торговых соглашениях на базе договоренностей и процедур, предусмотренных ВТО. Появится возможность реализации своих стратегических и текущих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли.
Наряду с этим, ратификация Протокола приведет к ограничению возможностей государства по адресной финансовой поддержке национальной экономики, включая ограничение сфер государственного субсидирования конкретных отраслей. Возможно временное сокращение объемов доходов федерального бюджета от таможенных пошлин из-за связывания и (или) снижения ставок импортных тарифов. Либерализация тарифной политики и рост импорта в Российской Федерации усилит конкуренцию на внутреннем рынке со стороны импортных товаров и услуг, что может негативно сказаться на деятельности национальных товаропроизводителей, продукция и услуги которых окажутся недостаточно конкурентоспособны.
Необходимо отметить, что принимаемые Российской Федерацией системные обязательства не выходят за рамки стандартных обязательств ВТО. Россия не берет обязательств по обеспечению доступа к своим природным ресурсам, к трубопроводному транспорту, по выравниванию внутренних и мировых цен на ресурсы. Российская Федерация также не берет на себя обязательства открыть недискриминационный доступ иностранных товаров к системе государственных закупок, а также не присоединяется к соглашению ВТО по торговле гражданской авиационной техникой.
После присоединения к ВТО в регионах Российской Федерации произойдут существенные изменения в отраслях экономики, связанные с изменениями импортных тарифов и расширением доступа российских производителей на зарубежные рынки. В условиях значительной дифференциации социально-экономического развития регионов присоединение к ВТО по-разному отразится на экономике субъектов Российской Федерации. Многие отрасли, являющиеся стратегическими отраслями специализации и попадающие в группу риска неблагоприятных последствий при вступлении в ВТО, сосредоточены в регионах. В зоне повышенной чувствительности находятся и моногорода.
В связи с этим в течение переходного периода необходимо принятие комплексных мер государственной поддержки, направленных на сохранение конкурентоспособных производств, а также на решение социальных вопросов, в том числе, связанных с ротацией рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те регионы и отрасли, которые получат потенциал роста.
Одним из инструментов обеспечения конкурентоспособности экономики субъектов Российской Федерации, в том числе, моногородов, могут стать государственные программы социально-экономического развития регионов, разработанные на основе территориальных принципов планирования социально-экономического развития страны, а также эффективная система взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации по вопросам участия в ВТО.
Решение задач адаптации и эффективной международной интеграции Российской Федерации невозможно без скоординированной работы федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации по подготовке регионов страны к работе в условиях присоединения к ВТО. Участие в ВТО требует соблюдения принимаемых Россией обязательств, как на федеральном уровне, так и на региональном, поскольку ответственность за соблюдение регионами взятых страной обязательств в рамках Соглашений ВТО будет нести Российская Федерация в целом. В этой связи важным является обеспечение гармонизации регионального законодательства и правоприменительной практики с нормами и правилами ВТО.
Комитет отмечает, что в целях мониторинга участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе и выработки стратегии совершенствования законодательства в этой сфере в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создана Временная комиссия Совета Федерации, которую возглавил "Ильяс Магомед-Саламович Умаханов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, потребуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований на уплату в 2012 году единовременного взноса в фонд ВТО в размере 200,0 тыс. швейцарских франков или 212,3 тыс. долларов США, а также на создание постоянного представительства Российской Федерации при ВТО. Уплата ежегодного членского взноса за второе полугодие 2012 года - 3500 тыс. швейцарских франков или 3 746,4 тыс. долларов США - учтена Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Протокол подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "д" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в форме Федерального закона в порядке, установленном статьей 17 указанного Федерального закона.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по международным делам поддерживает данный Федеральный закон. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
Председатель Комитета |
А.Ю. Молчанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.