Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" направлен на законодательное регулирование на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка.
В настоящее время некоторые вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. По вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах Российской Федерации приняты 63 региональных закона и 1 постановление законодательного органа.
Несмотря на отсутствие федерального законодательства в настоящее время на территории Российской Федерации действует более 45 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тысячи человек, в том числе в 14,2 тысячах народных дружин - около 190 тысяч человек, в 895 казачьих дружинах - около 62 тысяч человек. Более 42 тысяч граждан являются внештатными сотрудниками полиции.
Членами общественных объединений и внештатными сотрудниками полиции во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений, раскрытию преступлений. С их участием в 2012 году раскрыто 32411 преступлений, выявлено 459632 административных правонарушений, задержано 357526 правонарушителей.
Основными направлениями деятельности общественных объединений являются участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан; содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; участие в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в федеральном законодательстве и включить в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, создать условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка, будет способствовать наведению должного правопорядка в общественных местах.
Концепция законопроекта исходит из того, что участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в четырех основных формах, представляющих собой:
содействие полиции и другим правоохранительным органам, которое предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка;
участие в добровольческой деятельности, которая, в соответствии с концепцией настоящего федерального закона, ограничена участием граждан в мероприятиях по поиску пропавших без вести лиц, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;
сотрудничество на внештатной основе с полицией, когда граждане на добровольной и долговременной основе, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка;
участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы;
участие граждан в деятельности народных дружин на территории поселений или городских округов во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами.
В законопроекте раскрываются названные формы участия граждан в охране общественного порядка. Подробно регламентируется правовое положение, а также порядок создания и организации деятельности народных дружин. Значительное внимание уделено вопросам правовой и социальной защищенности граждан, участвующих в охране общественного порядка.
При подготовке законопроекта учтены положения современного зарубежного законодательства, которое предоставляет множество возможностей по укреплению сотрудничества между полицией и населением. Так, индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и подозрительных лицах (Германия, США и др.). Среди коллективных форм участия используются такие формы, как создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония), формирование полицейского резерва (помощников) (США), организация патрулирования общественных мест, создание добровольных дружин и иных общественных формирований правоохранительной направленности (Белоруссия, Великобритания, США, Эстония и др.), сотрудничество с частными охранными предприятиями (Перу) и др.
Реализация требований представленного проекта федерального закона не потребует дополнительного финансового обеспечения из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка"
Принятие федерального закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка"
В случае принятия федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" потребуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные изменения предусмотрены внесенным в одном пакете с данным законопроектом проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка".
Перечень
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка"
В связи с принятием федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" потребуется разработка и издание следующих нормативных правовых актов МВД России:
1) устанавливающего требования к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции;
2) устанавливающего прядок отбора, проверки и оформления внештатных сотрудников полиции, а также вопросы организации и основные направления и формы их деятельности;
3) устанавливающего образец и порядок выдачи удостоверения внештатного сотрудника полиции;
4) определяющего порядок формирования и ведения реестра общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин;
5) устанавливающего порядок поступления вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.