Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 2372-6 "О карантине растений"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
В статье 3 законопроекта следует учесть, что помимо международных договоров Российской Федерации в области карантина растений (к которым относится, в частности, Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года), нормативное правовое регулирование отношений в области карантина растений осуществляется также решениями Комиссии Таможенного союза (см., например, Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июля 2010 года N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе" (далее - Решение КТС N 318), не являющимися международными договорами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза, относятся к таможенному законодательству Таможенного союза. В соответствии с абзацем шестым статьи 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года полномочия, которыми была наделена Комиссия Таможенного союза, были переданы Евразийской экономической комиссии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Решения Комиссии Таможенного союза N 318 следует читать как "18 июня 2010 года"
В законопроекте используются словосочетания "ввоз на территорию Российской Федерации" и "вывоз с территории Российской Федерации". В связи с этим отмечаем, что в Федеральных законах от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" используются термины "ввоз в Российскую Федерацию" и "вывоз из Российской Федерации".
В проекте применяются такие обозначения федеральных органов исполнительной власти, как "национальная организация по карантину и защите растений" (статья 5 и другие статьи проекта) и "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения карантина растений" (часть 2 статьи 11 и другие статьи проекта). Необходимо отметить, что понятие "национальная организация по карантину и защите растений" дублирует Международную конвенцию по карантину и защите растений (заключена в г. Риме 17.11.1997 года). При этом не учитывается, что для международного договора данное понятие является общим термином, который может быть трансформирован в национальное законодательство каждого государства. Использование в международных договорах общего термина не препятствует применению в законодательных актах Российской Федерации общепринятых для них терминов.
Кроме того, обращаем внимание, что в части указанного термина в международных договорах не имеется единообразия. Так, в Соглашении Таможенного союза о карантине растений указаны национальные органы государств Сторон по реализации указанного Соглашения.
Таким образом, поскольку в проекте под национальной организацией понимается Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в проекте федерального закона следует применять понятие "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере карантина растений (см. Положение о Россельхознадзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327). Также возможны варианты: "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти", "уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти".
Примененное в проекте понятие "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения карантина растений" следует заменить понятием "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере карантина растений" (см. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 31 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года следует читать как "314"
Также обращаем внимание, что обозначать федеральный орган исполнительной власти как организацию неверно, поскольку в законодательстве Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и организации имеют различный статус.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.