Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 246197-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС.
Федеральный закон "О рекламе" устанавливает требования к рекламе, в том числе к ее содержанию и порядку распространения. Нарушение содержащихся в Федеральном законе "О рекламе" требований образует объективную сторону правонарушений в сфере рекламы, ответственность за которые установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В то же время Федеральный закон "О рекламе" в статье 38 определяет основания ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение требований указанного закона. В зависимости от состава вменяемого правонарушения определяется лицо, в отношении которого возбуждается производство по делу об административном правонарушении.
В настоящее время нормы Федерального закона "О рекламе" (пункт 6 части 5 статьи 5 и статья 25) предусматривают требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.
Объем рекламы данных видов товаров в средствах массовой информации, в том числе на федеральных теле- и радиоканалах, занимает в настоящее время существенный объем.
При этом в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 25 указанного закона возложена только на рекламодателя. Вместе с тем административная практика по делам о нарушении законодательства о рекламе свидетельствует, что во многих случаях выявить и привлечь к ответственности рекламодателя рекламы биологически активных добавок и пищевых добавок, распространяемой с нарушением требований Федерального закона "О рекламе", не представляется возможным, так как хозяйствующие субъекты, указанные в договорах и платежных документах в качестве рекламодателей, являются организациями-однодневками, прекратившими деятельность на момент выявления нарушения и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, негативные последствия, связанные с уплатой штрафа и наличием факта привлечения к административной ответственности, для рекламодателя не наступают.
Данное обстоятельство способствует тому, что реклама, содержащая нарушения (в частности, указание на наличие у биологически активных добавок и пищевых добавок лечебных свойств), продолжает распространяться в эфире теле- и радиоканалов, поскольку рекламораспространитель не признается лицом, несущим ответственность за данное нарушение. Такая ситуация является недопустимой с учетом высокой общественной опасности данного нарушения.
В связи с этим возложение ответственности за нарушение требований, установленных к рекламе биологически активных добавок, на рекламораспространителя, включая требования к наружной рекламе и рекламе деятельности медиаторов, может содействовать сокращению нарушений при размещении такой рекламы.
Одновременно законопроектом предлагается дополнить статью 25 Федерального закона "О рекламе" требованием об обязательном предупреждении в рекламе биологически активных добавок о том, что они не являются лекарственными средствами. Данная норма направлена на предотвращение введения потребителя рекламы в заблуждение при описании свойств товаров и их влияния на течение заболеваний.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 5, согласно которой нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения, за которое устанавливается повышенная ответственность рекламодателей и рекламораспространителей, что позволит усилить контроль в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Законопроектом также предусматривается внесение изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона "О рекламе" в целях приведения его положений в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым понятия "медицинская техника" и "изделия медицинского назначения" объединены в понятие "медицинские изделия".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.