Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 435709-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", внесенному депутатами Государственной Думы О.Л. Михеевым и О.В. Шеиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев повторно указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон), дополнив его новой категорией граждан - "лица, родившиеся в период с 4 сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года и проживавшие во время Великой Отечественной войны на территории СССР (дети войны)" и отнести их к ветеранам Великой Отечественной войны.
Однако предлагаемое изменение входит в противоречие с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона, согласно которому к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Одновременно с этим законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон новой "статьей 211", которой в качестве меры социальной поддержки лицам, родившимся в период с 4 сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года и проживавшим во время Великой Отечественной войны на территории СССР (дети войны), предусматривается предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 500 рублей, которая будет являться расходным обязательством Российской Федерации.
Законопроект, предусматривающий расширение круга лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, и в связи с этим, имеющих право на меру социальной поддержки, являющуюся расходным обязательством Российской Федерации, а также распространяющий действие указанных положений на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, должен содержать положения, определяющие источник и порядок финансирования расходов, необходимых для его реализации, в силу требований пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которым в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, положения законопроекта нуждаются в согласовании с пунктом 2 статьи 83 БК РФ, предусматривающим выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Обращаем внимание, что лицам, которым в качестве меры социальной поддержки предоставлена ежемесячная выплата, как правило, предоставлено также право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Закон нуждается в существенной юридико-технической доработке, поскольку законопроектом предлагается внести в Федеральный закон новую "статью 211", вместе с тем Федеральный закон содержит в себе 28 статей.
Заместитель начальника |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.