Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в положение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающееся составления протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
В целях решения наиболее важных социальных задач органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий создают государственные унитарные предприятия. Одной из важнейших задач является реализация и проведение государственной политики в сфере транспорта, в частности, пассажирские перевозки.
Правила пользования общественным транспортом, установленные органами государственной власти, в первую очередь, для обеспечения безопасности пассажиров, нередко нарушаются, вследствие чего возникает необходимость привлечения нарушителей к административной ответственности.
Однако в настоящее время существует трудность в составлении протоколов об административных правонарушениях. Ряд субъектов Российской Федерации возлагает полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях на определенных должностных лиц соответствующих унитарных предприятий. Указанные нормы оспариваются в судах и признаются недействующими.
Суды указывают на то, что из системного анализа предписаний КоАП РФ включение федеральным законодателем законов субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях (статья 1.1 КоАП РФ), и наделение субъектов Российской Федерации в связи с этим правом определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации (статья 1.3.1 КоАП РФ), не предполагает предоставления полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях работникам государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации. По смыслу части 5 статьи 1.3.1, статей 22.1-22.2, статьи 28.3 КоАП РФ, такими полномочиями наделяются должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не должностные лица коммерческих организаций субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что государственное унитарное предприятие по своему правовому статусу учреждением органа исполнительной власти не является и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вследствие чего суд расценивает наделение региональным законодателем должностных лиц юрисдикционными полномочиями как противоречащее КоАП РФ.
Проектом закона предлагается закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, что протоколы об административных правонарушениях на транспорте, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять уполномоченные субъектами Российской Федерации должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и должностные лица государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.