Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 18915-6 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном, О.Л. Михеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается, что члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) утверждаются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании волеизъявления граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 1 законопроекта). При этом волеизъявление граждан выявляется путем проведения голосования за кандидата, выдвинутого для утверждения членом Совета Федерации (предварительное голосование). Указанные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны утвердить кандидата, набравшего наибольшее количество голосов, членом Совета Федерации (статья 49 законопроекта). При рассмотрении данного принципа порядка формирования Совета Федерации следует иметь в виду, что согласно части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа и не предусматривают дополнительной процедуры утверждения органом государственной власти избранного на выборах кандидата.
Обращаем также внимание на то, что понятие выборов, предусмотренное Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), не содержит указание на необходимость утверждения итогов выборов каким-либо органом государственной власти. Кроме того, в Федеральном законе N 67-ФЗ отсутствует такое понятие как голосование за кандидатов, выдвинутых для утверждения - предварительное голосование, поэтому оно не является процедурой, идентичной выборам, регулирование которых осуществляет Федеральный закон N 67-ФЗ. Таким образом, Федеральный закон N 67-ФЗ не может относиться к законодательству о порядке формирования Совета Федерации и не должен содержать положений со ссылками на нормы Федерального закона N 67-ФЗ (часть 4 статьи 5, часть 2 статьи 13, часть 2 статьи 14,часть 2 статьи 15 и другие статьи законопроекта), а вопросы, указанные в таких положениях, должны найти самостоятельное правовое регламентирование в законопроекте.
Представляется также необоснованным отнесение к законодательству о порядке формирования Совета Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 законопроекта), поскольку предметом регулирования законопроекта является порядок формирования федерального органа государственной власти, который относится к предметам ведения Российской Федерации (пункт "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Отдельные положения законопроекта не соответствуют требованиям ясности и определенности правовых норм. Так, например, следует уточнить, что означает словосочетание "при проведении одного и того же предварительного голосования в одном субъекте Российской Федерации" (части 3 и 5 статьи 16).
В статье 7 законопроекта устанавливается обязательность решений избирательных комиссий для органов государственной власти, в том числе и Правительства Российской Федерации. Следует иметь, что согласно Федеральному конституционному закону от 12 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента Российской Федерации. Кроме того, обращаем внимание на то, что Федеральный закон N 67-ФЗ предусматривает обязательность только в отношении решений вышестоящих избирательных комиссий для нижестоящих.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального конституционного закона N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" следует читать как "17 декабря 1997 г."
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.