Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 18915-6 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
внесенному С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект, которым предлагается установить новый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), согласно которому члены Совета Федерации утверждаются соответственно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании волеизъявления граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, выявленного путем проведения предварительного голосования за кандидатов, выдвинутых для утверждения членом Совета Федерации.
При этом согласно пунктам 2 и 3 статьи 6 законопроекта выдвижение на предварительное голосование кандидатов для утверждения членом Совета Федерации - представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 законопроекта предполагается создание специальных комиссий предварительного голосования, в качестве которых предлагается использовать существующие избирательные комиссии.
Законопроект частично воспроизводит аналогичные нормы действующего избирательного законодательства в отношении гласности процесса голосования, подготовки и проведения процедуры голосования, использования Государственной автоматизированной системы ГАС "Выборы", реализации права на предвыборную агитацию, финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением голосования, регистрации, учета и составления списков участников голосования и др.
Законопроектом предлагается общие условия выдвижения кандидатов на выборах расширить частными случаями, когда такое выдвижение производится по отдельности законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что усиливает отличие этих норм от норм, регулирующих аналогичный порядок выдвижения кандидатов в действующем избирательном законодательстве.
Вместе с тем, согласно заявленным законопроектом целям основные термины и понятия, используемые в законопроекте, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Однако в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации определяет высшее непосредственное проявление власти народа через референдум и свободные выборы, которые в свою очередь гарантируют свободное волеизъявление граждан Российской Федерации. Результаты голосования граждан Российской Федерации на выборах, полученные с соблюдением установленных действующим законодательством правил и процедур, являются окончательными и не нуждаются в утверждении этих результатов органами государственной власти или государственными органами, или в процедуре дополнительного голосования, что могло бы повлечь искажение воли избирателей.
Кроме того, Федеральным законом N 67-ФЗ не предусматривается процедура организации и проведения каких-либо иных, кроме прямых, выборов. На этом основании Комитет считает концептуальное положение законопроекта о проведении предварительных выборов неприемлемым.
Комитет также отмечает, что регулирование вопросов реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, назначения, организации подготовки и проведения процедуры выборов, определение итогов голосования не могут являться предметом регулирования законодательства о порядке формирования Совета Федерации и требуют самостоятельного регулирования соответствующим законом.
Иные вопросы, отнесенные в законопроекте к предмету ведения субъектов Российской Федерации и содержащие положения, предусматривающие возможность регламентации отдельных вопросов предварительного голосования законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 2, часть 4 статьи 27, часть 10 статьи 31, часть 7 статьи 32 законопроекта), также не представляются юридически оправданными в силу действия пункта "г" статьи 71 и части 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации, которыми формирование федеральных органов государственной власти отнесено к исключительному ведению Российской Федерации и, соответственно, порядок формирования Совета Федерации не может регулироваться законодательством субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Президентом Российской Федерации подписан 3 декабря 2012 года Федеральный закон N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", который был принят Государственной Думой 20 ноября 2012 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года, имеющий иную политико-правовую концепцию и устанавливающий новый порядок его формирования по непартийному принципу на основе волеизъявления избирателей субъектов Российской Федерации, который корреспондируется с нормами федерального закона о введении прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 7 февраля 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.