Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 252441-6 "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 3 поручения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. N РД-П7-4309, данного во исполнение подпункта "б" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1793, а также в соответствии с пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор" (далее - План-график), утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 29 декабря 2010 г. N 6793п-13.
Законопроектом предполагаются введение в законодательство Российской Федерации организационно-правовой формы "публично-правовая компания" и установление порядка ее создания, деятельности, организации и ликвидации.
Согласно Плану-графику существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания "Автодор" должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. После введения в законодательство Российской Федерации организационно-правовой формы "публично-правовая компания" согласно Плану-графику в указанную форму предполагается преобразовать государственные корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и "Агентство по страхованию вкладов".
Государственные корпорации (государственные компании) создавались для реализации общественно значимых (публичных) целей. При этом они отличаются от органов государственной власти значительной степенью автономности. Рост числа государственных корпораций и создание государственной компании "Автодор" в Российской Федерации были обусловлены поиском оптимальной модели представления интересов государства в различных сферах социальной и экономической действительности, необходимостью исключения излишнего бюрократического администрирования и несовершенством нормативного законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, что тормозило решение исключительно важных для государства задач и его инновационное развитие.
Практика реализации федеральных законов, регулирующих деятельность государственных корпораций и государственной компании "Автодор", показала, что государственные корпорации и государственная компания "Автодор" - новое и важное звено проведения государственной политики в той или иной области. Данные институты должны, с одной стороны, вписываться в рыночную систему посредством участия в гражданском обороте, с другой - осуществлять управленческие функции. Само появление государственных корпораций и государственной компании "Автодор" свидетельствует о совершенствовании форм непосредственного участия государства в экономических отношениях.
За время существования государственных корпораций и государственной компании "Автодор" применительно к юридическому оформлению их деятельности возникло значительное число как теоретических, так и практических вопросов, которые в итоге привели к необходимости пересмотра подхода к созданию и функционированию государственных корпораций и государственной компании "Автодор".
Проверка деятельности государственных корпораций Счетной палатой Российской Федерации в 2009 году показала, что отсутствие должного контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году Президент Российской Федерации отметил, что данная форма в современных условиях в целом бесперспективна. Как следствие, в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации в акционерные общества государственных корпораций, которые работают в конкурентной среде, а также о сроках функционирования иных государственных корпораций (поручения от 12 ноября 2009 г. N Пр-3014 и от 15 ноября 2009 г. N Пр-3035 (подпункт "в" пункта 1).
Указанные проблемы свидетельствуют о необходимости создания унифицированных правил деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющих общие подходы и требования к созданию, регистрации, организации деятельности, реорганизации и ликвидации государственных корпораций (государственных компаний).
При принятии решения о законодательном оформлении механизма создания публично-правовых компаний полагаем принципиальным предусмотреть в унифицированном виде основные положения, регулирующие деятельность публично-правовых компаний (структура органов управления и их функции, статус имущества, подотчетность и подготовка отчетности, распространение на работников требований и запретов, аналогичных предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации для сотрудников государственных корпораций и другие). В нормативных правовых актах о создании таких организаций могут быть предусмотрены дополнительные, в основном отраслевые, особенности их функционирования.
Это позволит при сохранении общего подхода к регулированию их деятельности учесть специфику возлагаемых на них функций и задач.
Законопроектом предполагается ввести в правовую систему Российской Федерации организационно-правовую форму некоммерческой унитарной организации "публично-правовая компания", создаваемой на основании решения Правительства Российской Федерации либо федерального закона и осуществляющей свою деятельность в интересах государства и общества.
Законопроектом предусматривается распространение на работников публично-правовых компаний запретов, предусмотренных для государственных корпораций (государственных компаний).
Законопроект направлен на решение проблемы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предлагается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования). Перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием, а также порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств и порядок их предоставления и раскрытия предлагается определять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые изменения направлены на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности путем введения в законодательство Российской Федерации новой организационно-правовой формы - "публично-правовая компания" - с последующим преобразованием государственных корпораций, действующих в неконкурентной среде.
Отмечаем, что изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение новой организационно-правовой формы унитарной некоммерческой организации - "публично-правовая компания", подготавливаются в соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. N РД-П7-4309, данного во исполнение подпункта "а" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. NПр-1793, в рамках доработки проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации , необходимых для реализации проекта федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проектов нормативных правовых актов |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки проектов актов |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнители |
Ответственный исполнитель |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке передачи имущества публично-правовой компании в собственность Российской Федерации" |
Принятие данного нормативного правового акта направлено на установление порядка передачи имущества публично-правовой компании в собственность Российской Федерации, в соответствии с которым наблюдательный совет публично-правовой компании принимает порядок такой передачи при принятии решения о передаче части имущества в собственность Российской Федерации |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон) |
Принятие данного нормативного правового акта направлено на определение механизма правового регулирования особенностей отношений, возникающих в процессе передачи имущества компании в собственность Российской Федерации с целью установления порядка передачи такого имущества путем определения оснований, объема, перечня и регламентации принятия решений наблюдательным советом компании о передаче имущества компании в собственность Российской Федерации. |
Минэкономразвития России Минфин России |
Минэкономразвития России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об инвестировании временно свободных средств публично-правовых компаний" |
Принятие соответствующего нормативного правового акта направлено на установление перечня разрешенных объектов инвестирования временно свободных средств публично-правовых компаний, порядка и условий инвестирования временно свободных средств (в том числе порядка заключения сделок), порядка и механизмов контроля за инвестированием временно свободных средств (в том числе форм отчетов об инвестировании временно свободных средств), порядка публикации отчета об итогах инвестирования временно свободных средств компании на официальном сайте публично-правовой компании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
Принятие данного нормативного акта направлено на разработку механизма правового регулирования инвестирования временно свободных средств компании с целью установления порядка осуществления операций по инвестированию временно свободных средств компании путем определения правил осуществления контроля за инвестированием временно свободных средств, перечня разрешенных объектов инвестирования, введения правовых запретов на инвестирование временно свободных средств и определения порядка формирования и типовых форм отчетов об инвестировании временно свободных средств компании. |
Минфин России Минэкономразвития России |
Минфин России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.