Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений", внесенному депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, С.В. Журавлевым, Д.В. Волковым, А.В. Руденко, П.Р. Качкаевым, С.М. Мироновым, О.Л. Михеевым, А.П. Езубовым, Б.В. Михалевым, А.А. Шеиным и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений", внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, С.В. Журавлевым, Д.В. Волковым, А.В. Руденко, П.Р. Качкаевым, С.М. Мироновым, О.Л. Михеевым, А.П. Езубовым, Б.В. Михалевым, А.А. Шеиным и другими.
Одним из приоритетов государственной жилищной политики является развитие различных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан, строительства различных типов жилья в зависимости от доходов, стадии жизненного цикла и места проживания семей, а также с учетом перспектив социально-экономического развития регионов, городов и иных поселений. В рамках данного приоритета одним из основных направлений является развитие наемного (арендного) жилищного фонда в целях повышения мобильности населения, повышения доступности жилья для граждан, доходы которых не позволяют им снять жилье на рыночных условиях или приобрести в собственность за счет собственных и заемных средств.
Сектор наемного (арендного) жилья в России пока еще не играет значительной роли в решении жилищных проблем граждан. Существует ряд проблем, в том числе в сфере законодательного регулирования, препятствующих созданию наемного (арендного) жилья и ограничивающих распространение найма жилых помещений как формы удовлетворения жилищных потребностей. Одной из таких проблем является отсутствие института некоммерческого найма жилого помещения, необходимого для удовлетворения жилищных потребностей граждан, имеющих невысокий уровень доходов, но не попадающих в категорию малоимущих. К таким категориям, например, могут быть отнесены граждане, имеющие профессии или занимающие должности в сферах деятельности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в том числе работники бюджетной сферы.
Данным законопроектом предлагается ввести новый институт некоммерческого найма жилых помещений, где наниматель не ставит цели извлечения прибыли, и соответствующий договор некоммерческого найма, дополнив Жилищный кодекс Российской Федерации новым разделом IV.1 "Жилые помещения, предоставляемые по договорам некоммерческого найма".
Законопроектом предлагается усовершенствовать понятийно-терминологический аппарат, связанный с отношениями по поводу найма жилых помещений, в связи, с чем вводятся понятия и определения, такие как: "жилищный фонд найма", "жилищный фонд потребительского использования" и др.
Законопроектом определяются существенные условия договора некоммерческого найма, регулируются отношения по предоставлению жилых помещений на основании договора некоммерческого найма.
Введение института некоммерческого найма жилых помещений является первым шагом на пути законодательного регулирования правового вакуума, возникшего в 2005 году после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, и требует комплексного подхода путем внесения дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Комитет, поддерживая принятие данного законопроекта, который в свою очередь, является необходимым условием реализации комплекса мер по развитию арендного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2012 года N 1556-р и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, считает необходимым его доработать ко второму чтению.
Так, в частности, по мнению Комитета, требуют доработки нормы законопроекта, регулирующие плату за жилое помещение по договору некоммерческого найма жилого помещения; нормы, определяющие, кто может быть наймодателем жилого помещения по договору некоммерческого найма. Так, представляется целесообразным дополнить предложенный список некоммерческими организациями, после принятия закона, регламентирующего отношения публично-правовых образований с этими организациями. Требует дальнейшей проработки вопрос предоставления субсидий на оплату жилого помещения по договору некоммерческого найма.
Кроме того, законопроект имеет ряд юридико-технических и лингвистических замечаний.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений" в первом чтении, при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.