Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений", внесенному депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, С.В. Журавлевым, Д.В. Волковым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 февраля 2013 года (протокол N 80, пункт 40) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений", внесенному депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, С.В. Журавлевым, Д.В. Волковым и другими.
Проект разработан в целях восполнения пробела правового регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений.
Проект и материалы к нему определяют некоммерческий найм жилых помещений, как отношения, в которых наймодатель не ставит цели извлечения прибыли, а в той или иной мере решает социальные вопросы.
В настоящее время законодательное регулирование правоотношений в сфере некоммерческого найма жилых помещений отсутствует. Складывающиеся правоотношения не могут быть урегулированы в рамках договора социального найма жилого помещения, в частности, в случае, когда наймодателем выступает частное лицо (например, работодатель), поскольку по договорам социального найма могут предоставляться только жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
Кроме того, существенными условиями договора социального найма являются бессрочность договора, отсутствие обязанности нести бремя расходов, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме и ряд других норм, применение которых в правовом регулировании отношений некоммерческого найма жилых помещений представляется нецелесообразным.
К предмету регулирования проекта относится регулирование отношений по заключению и исполнению договоров некоммерческого найма жилых помещений, а также внесения изменений и дополнений в ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1. В части 8 проектируемой статьи 19.1 ЖК РФ используется формулировка "орган местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения".
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ поселения и городские округа обладают полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением граждан жилыми помещениями.
Более того отдельные полномочия по решению таких вопросов находятся в компетенции муниципальных районов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ вопросом местного значения муниципального района является предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, а так же (до 1 января 2017 года) предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
В связи с этим конкретизация органов местного самоуправления по виду муниципального образования в этом случае необоснованно ограничивает муниципальные районы в полномочиях и в целом является избыточной.
2. Частями 8 - 10 проектируемой статьи 19.1 ЖК РФ органы местного самоуправления, на территории которого расположен наемный (арендный) многоквартирный дом, наемный (арендный) жилой дом или комплекс наемных (арендных) жилых домов, наделяются обязанностью осуществлять учет следующих сведений: об адресе такого дома или комплекса домов; о собственнике такого дома или комплекса домов (всех жилых помещений в таком доме или комплексе домов); об арендаторе или ином правообладателе такого дома или комплекса домов (всех жилых помещений в таком доме или комплексе домов) в случае, если такой дом или комплекс домов (все жилые помещения в таком доме или комплексе домов) переданы на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином праве; о наймодателе жилых помещений в таком доме или комплексе домов; о существенных условиях договоров, на основании которых предоставляются во владение и (или) пользование жилые помещения в таком доме или комплексе домов; о предоставлении государственной и (или) муниципальной поддержки при строительстве и (или) эксплуатации такого дома или комплекса домов, находящихся в частной собственности, в случае оказания такой поддержки и иное.
При этом предполагается, что орган местного самоуправления, представляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав сведения о наемных (арендных) многоквартирных домах, наемных (арендных) жилых домах или комплексах наемных (арендных) жилых домов, не позднее десяти дней после учета таких сведений.
Указанные новые обязанности органов местного самоуправления потребуют дополнительных расходов из местных бюджетов, при этом в проекте отсутствуют источники доходов, компенсирующие местным бюджетам эти расходы.
Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
3. Пунктом 1 статьи 10 проекта предлагается пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ (вопросы местного значения поселения) изложить в следующей редакции: "обеспечение малоимущих граждан, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;".
При этом из текста действующей редакции исключаются слова "осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством". Указанные новеллы по лишению органов местного самоуправления полномочий по муниципальному контролю и нормы, корреспондирующей к полномочиям в жилищной сфере, предложены авторами проекта без обоснования или достаточной аргументации.
Кроме того, указанной нормой проекта заменяется формулировка "нуждающихся в жилых помещениях" на формулировку "нуждающихся в улучшении жилищных условий". Данное изменение подразумевает расширение круга лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Из текста нормы проекта следует, что данные действия муниципалитеты будут обязаны совершать не только в отношении малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, но и всех граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные новые обязанности органов местного самоуправления потребуют дополнительных расходов из местных бюджетов, при этом в проекте отсутствуют источники доходов, компенсирующие местным бюджетам эти расходы.
Аналогичные замечания имеются к пункту 2 статьи 10 проекта, предлагающему внести такие же изменения в пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (вопросы местного значения городского округа).
4. Пунктом 3 статьи 10 проекта предлагается пункт 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ изложить в новой редакции, предоставив поселениям и городским округам право иметь в собственности муниципальный жилищный фонд некоммерческого использования и муниципальный жилищный фонд коммерческого использования.
Полагаем, что нахождение жилых помещений некоммерческого использования в муниципальном жилищном фонде оправдано и отвечает целям, задачам и публично-правовой природе местного самоуправления.
Вместе с тем, предложение о нахождении в муниципальном жилищном фонде жилых помещений коммерческого использования вызывает сомнение. Возможность извлечения прибыли не для публично-правовых целей прямо противоречит природе местного самоуправления, как публично-властного образования, действующего в интересах населения, т.е. неопределенного круга лиц. Более того, по мнению Комитета, жилищный фонд коммерческого использования не может находиться не только в муниципальной, но и в государственной собственности. Наличие жилищного фонда коммерческого использования в публичной собственности помимо того, что противоречит целевой правосубъектности публично-правовых образований, создает также риски коррупциогенных проявлений на всех уровнях власти. Считаем, что жилищный фонд коммерческого использования может находиться только в частной собственности.
Необходимо отметить, что внесение изменений, предусматривающих нахождение жилых помещений некоммерческого использования в муниципальном жилищном фонде только поселений и городских округов вызывает сомнение, так как полномочиями по владению жилым фондом того или иного типа обладают все виды муниципальных образований, включая муниципальные районы (как уже указывалось в предыдущих пунктах).
По мнению Комитета, данные замечания являются существенными, но могут быть учтены в проекте при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать указанный проект федерального закона с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.