Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 199597-6 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", внесенному депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
В законопроекте предусматривается создание и обеспечение эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, содержащей указанную в статьях 6, 8, 9 законопроекта информацию, подлежащую предоставлению предусмотренными в проекте лицами. В связи с этим следует отметить, что значительная часть такой информации по своему характеру совпадает с информацией, подлежащей предоставлению в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (см., например, часть 2 статьи 5, статью 10 данного Федерального закона). Учитывая принцип однократности предоставления информации, включаемой в государственную информационную систему (см. пункт 2 статьи 6 указанного Федерального закона, пункт 3 статьи 4 законопроекта), полагаем необходимым уточнить в законопроекте характер взаимодействия предусмотренной в нем государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с уже существующей государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса.
Полагаем необходимым определить в самом рассматриваемом законопроекте общие положения о порядке включения информации в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - информационная система ЖКХ), в частности, должна ли такая информация размещаться в системе непосредственно "поставщиками информации" или каким-либо иным образом (см. пункт 2 статьи 7 проекта).
Согласно пункту 3 статьи 2 проекта к субъектам, предоставляющим информацию в информационную систему ЖКХ (поставщикам информации) относятся также "иные лица, обязанные в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставлять информацию для включения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства", в связи с чем необходимо уточнить характер нормативных правовых актов, в соответствии с которыми на тех или иных лиц может быть возложена обязанность по предоставлению информации в указанную информационную систему. Кроме того, в данном пункте следует уточнить, какие лица понимаются под "организациями, осуществляющими расчеты с гражданами за коммунальные услуги и услуги (работы) по содержанию общего имущества многоквартирного дома и капитальному ремонту".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 2 проекта федерального закона N 199597-6
Положения пункта 4 статьи 2 и пункта 5 статьи 7 проекта, согласно которым к общедоступной информации, содержащейся в информационной системе ЖКХ, относится информация, перечень и параметры которой определяются Правительством Российской Федерации, необходимо соотнести с изложенным в пункте 2 статьи 4 проекта принципом "прозрачности (открытости) и общедоступности информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, для пользователей такой информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 2 проекта федерального закона N 199597-6
В проекте определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере ЖКХ является заказчиком создания, модернизации и эксплуатации информационной системы ЖКХ, в связи с чем следует уточнить, кто может выступать лицом, эксплуатирующим эту информационную систему (оператором информационной системы ЖКХ) и в каком порядке данное лицо определяется. Обращаем внимание на положение части 5 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому "если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы".
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 проекта к "участникам информационного взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства" помимо оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства относится также организация, осуществляющая эксплуатацию этой системы, что следует соотнести с положением пункта 12 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому оператором информационной системы является лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 2 проекта федерального закона N 199597-6
В положении пункта 7 статьи 4 проекта необходимо уточнить, что понимается под "приданием информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, статуса электронного документа" (см. определения понятий "электронный документ", "документированная информация", предусмотренные статьей 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 проекта информационная система ЖКХ должна обеспечивать контроль достоверности, полноты и своевременности размещения в ней информации, однако порядок реализации данного принципа в проекте не определен.
Положения пункта 4 статьи 5, пунктов 3 и 4 статьи 7, пунктов 3 и 4 части 2 статьи 8, статьи 11 проекта нуждаются во взаимном согласовании по вопросам о том, какой орган определяет порядок взаимодействия информационной системы ЖКХ с иными информационными системами, порядок доступа к размещенной в информационной системе ЖКХ информации.
Положения частей 3, 5-7, 10 статьи 8 проекта, предусматривающие обязанность предоставления в информационную систему ЖКХ указанной в них информации, требуют соотнесения с положениями статьи 6 проекта, в которой определяется закрытый перечень информации, включаемой в информационную систему ЖКХ, при этом информация, предусмотренная в частях 3, 5-7, 10 статьи 8 проекта, не упоминается. При этом обращаем внимание на неясность формулировок частей 5-7 статьи 8, которая не позволяет оценить объем и цели предоставления в информационную систему ЖКХ предусмотренной в них информации. Аналогичное замечание относится к положению части 1 статьи 10 проекта, в котором говорится о предоставлении в информационную систему ЖКХ информации, предусмотренной не только предлагаемым федеральным законом, но и иными федеральными законами.
Согласно положению пункта 1 части 1 статьи 9 проекта "юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг и ресурсов в многоквартирные и жилые дома, по предоставлению услуг управления, содержания, текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, формируют и предоставляют в форме электронного паспорта многоквартирного дома и жилого дома и/или электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства информацию, указанную в части 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации. Включение указанной информации в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства является исполнением обязанности указанных организаций по предоставлению информации органам местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации". В связи с этим полагаем, что предоставление информации в федеральную государственную информационную систему (см. пункт 1 части 1 статьи 2 проекта) не может рассматриваться как предоставление информации органам местного самоуправления. Таким образом, возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указанной выше обязанности требует внесения соответствующих изменений в положения частей 4 и 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обращаем внимание, что перечень полномочий Правительства Российской Федерации в области создания, модернизации и эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, содержащийся в статье 7 проекта, является закрытым, в то же время в проекте содержится также полномочие Правительства Российской Федерации по установлению порядка определения оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2 части 1 статьи 2), не включенное в указанный перечень.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 проекта к полномочиям федерального органа исполнительной власти относится предоставление в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства информации о принимаемых федеральных законах и нормативных правовых актах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обращаем внимание, что федеральные законы входят в понятие "нормативные правовые акты", таким образом, по нашему мнению, следует говорить об "иных нормативных правовых актах". Кроме того, в связи с тем, что пунктом 3 части 8 статьи 8 проекта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также предлагается отнести обеспечение предоставления информации о принимаемых нормативных правовых актах, полагаем необходимым в обоих случаях уточнить уровень нормативных правовых актов.
В отношении части 10 статьи 8 проекта, согласно которой федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на содержание жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии, представляют в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведения об аварийном жилищном фонде, обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации полномочия по содержанию жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии, за указанными органами не закреплены.
В связи с тем, что законопроектом устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области предоставления информации в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, по нашему мнению, потребуется внесение соответствующих изменений в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", содержащий закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
В пункте 6 статьи 2 проекта определяется понятие "код домохозяйства". Из данного определения неясно, с какой целью каждому жилому помещению присваивается такой код, при этом в иных положениях законопроекта цели его использования в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства также не раскрываются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 части 1 статьи 2 проекта федерального закона N 199597-6
Положение пункта 6 статьи 7 проекта, согласно которому случаи присвоения "кода домохозяйства" утверждаются Правительством Российской Федерации, предлагаем соотнести с положением части 2 статьи 9 проекта, в котором гражданину предоставлено безусловное право разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о принадлежащем ему жилом помещении в целях присвоения указанного кода. Неясны правовые последствия размещения гражданином такой информации в случае, не предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 законопроекта расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и модернизацией государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (новыми видами расходных обязательств), финансируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом статьей 16 законопроекта установлено, что проектируемый федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. в текущем финансовом году.
В связи с этим обращаем внимание, что Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" соответствующие средства не предусмотрены. Статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Законопроект требует терминологической доработки с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, например, формулировки "субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" (пункт 2 части 8 статьи 8 законопроекта), "деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и капитальному ремонту" (пункт 5 части 8 статьи 8, абзац 3 пункта 2 части 1 статьи 9 законопроекта).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.