Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в главу 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на совершенствование правового статуса юридических лиц.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 4 л.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Замечания
к проекту федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции законопроекта (абзац пятнадцатый подпункта "б" пункта 3 статьи 1) и пунктом 1 новой статьи 65.1 Кодекса (пункт 24 статьи 1 законопроекта) к некоммерческим унитарным организациям отнесены, в частности, публично-правовые компании.
Однако правовое положение публично-правовых компаний законопроектом не определено, в связи с чем представляется целесообразным дополнить законопроект нормой, регламентирующей данный вопрос.
Понятие "место нахождения юридического лица", содержащееся в пункте 9 статьи 1 законопроекта (пункт 2 статьи 54 Кодекса), необходимо доработать, привязав место нахождения к субъекту Российской Федерации, в котором находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иной орган или лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица без доверенности в силу закона, иного правового акта или устава. При этом необходимо определить, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту его нахождения, которое указывается в едином государственном реестре юридических лиц.
Положение пункта 3 статьи 55 Кодекса (подпункт "б" пункта 10 статьи 1 законопроекта) об обязательности указания представительств и филиалов юридического лица в уставе излишне и приведет к дополнительной нагрузке на юридические лица, связанной с необходимостью регистрации изменений, вносимых в устав при создании новых или ликвидации существующих филиалов и представительств.
При этом названные сведения будут дублироваться в едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 19 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции статью 63 Кодекса "Порядок ликвидации юридического лица". Вместе с тем в пункте 8 указанной статьи представляется необоснованно жесткой норма о том, что оставшееся после ликвидации некоммерческой организации имущество направляется на цели, для достижения которых она была создана, либо на благотворительные цели, если иное не предусмотрено Кодексом. Полагаем, что порядок распоряжения имуществом ликвидируемой организации может быть установлен также федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 65.2 Кодекса (пункт 24 статьи 1 законопроекта) устанавливается право участника коммерческой корпорации, утратившего помимо своей воли права участия в ней, требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Представляется целесообразным уточнить, что указанная компенсация подлежит выплате только добросовестным приобретателям доли участия.
Абзацем первым пункта 2 новой статьи 65.3 Кодекса (пункт 24 статьи 1 законопроекта) предусмотрена возможность определения исключительной компетенции высшего органа корпорации в том числе законами о хозяйственных обществах.
Однако в последующих положениях названной статьи Кодекса (абзацы одиннадцатый и двенадцатый пункта 2, пункт 3) предусмотрена возможность регламентации указанного вопроса иными законами (помимо законов о хозяйственных обществах) и уставом корпорации.
При этом исключительная компетенция высшего органа общественной организации, не являющейся хозяйственным обществом, также определяется новой статьей 65.3 Кодекса (пункт 1 новой статьи 117.3 Кодекса).
Таким образом, в целях устранения внутреннего противоречия положений новой статьи 65.3 Кодекса, а также обеспечения единообразного подхода к определению исключительной компетенции высших органов всех корпораций в абзаце первом пункта 2 новой статьи 65.3 Кодекса следует предусмотреть возможность иной, по сравнению с Кодексом, регламентации данного вопроса законами, а не только законами о хозяйственных обществах, как устанавливается законопроектом.
В пунктах 3 и 4 статьи 65.3 Кодекса (пункт 24 статьи 1 законопроекта) необходимо более четко урегулировать правовой статус коллегиальных органов управления корпораций, предусмотрев возможность разграничения уставом корпорации функций стратегического управления и контроля за деятельностью исполнительных органов между советом директоров и наблюдательным советом либо отнесение их к компетенции одного органа (совета директоров). При этом в пункте 3 статьи 66.3, пункте 2 статьи 67.1, пункте 3 статьи 97 Кодекса (подпункты "г", "е" и "ш" пункта 25 статьи 1 законопроекта) следует соответствующим образом определить компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) в системе органов управления корпораций.
Представляется целесообразным скорректировать пункт 4 новой статьи 66.2 Кодекса, установив, что порядок и сроки оплаты уставного капитала хозяйственного общества, а также последствия неисполнения обязанности учредителей по оплате уставного капитала определяются законами о хозяйственных обществах.
Согласно пункту 2 статьи 66 Кодекса в редакции законопроекта (подпункт "в" пункта 25 статьи 1) хозяйственное общество может быть создано одним лицом только в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом такая возможность предусмотрена лишь в отношении акционерных обществ.
В целях исключения указанного ограничения необходимо доработать рассматриваемое положение законопроекта, предусмотрев возможность создания хозяйственного общества одним лицом в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В абзаце третьем пункта 3 статьи 67.1 Кодекса (подпункт "е" пункта 25 статьи 1 законопроекта) следует предусмотреть возможность определения уставом или решением общего собрания участников непубличного акционерного общества иных, чем закрепляемых данным положением, способов подтверждения принятия решения общего собрания участников.
Регламентацию вопросов о последствиях уменьшения стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества целесообразно осуществить в законах о хозяйственных обществах, а не в Кодексе, как предусмотрено законопроектом (подпункты "р", "э" пункта 25 статьи 1 законопроекта).
Представляется необходимым включить в Кодекс положения о связанности (аффилированности) лиц, а также о лицах, контролирующих юридическое лицо, и об ответственности таких лиц, рамочно определив эти понятия и предусмотрев возможность регулирования таких отношений иными федеральными законами, одновременно исключив из текста законопроекта новую статью 67.3 Кодекса о дочернем хозяйственном обществе, так как данный вопрос целесообразно решить системно в рамках регламентации правоотношений с участием лиц, контролирующих юридическое лицо.
Необходимо дополнить статью 67 Кодекса положениями, предусматривающими запрет для юридического лица, подконтрольного хозяйственному обществу, участвовать в управлении делами контролирующего общества, в том числе голосовать при принятии решений его органами, а также последствия нарушения данного правила для третьих лиц при оспаривании действий контролирующего хозяйственного общества.
Пунктом 1 статьи 116.2 Кодекса (абзац восемнадцатый пункта 27 статьи 1 законопроекта) понятие "потребительский кооператив" определяется как объединение граждан и юридических лиц. Предлагается дополнить Кодекс положением о возможности членства юридических лиц в потребительских кооперативах в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 2 новой статьи 117.3 Кодекса (пункт 27 статьи 1 законопроекта) предусмотрено, что по решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органов могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, в случае обнаружения неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.
Необходимо исключить указанные случаи из текста новой статьи 117.3 Кодекса, предусмотрев, что порядок и основания досрочного прекращения полномочий органов общественной организации могут быть определены уставом этой организации.
Не поддерживается дополнение статьи 120.3 Кодекса пунктом 5, в соответствии с которым предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организацией осуществляется только посредством создания хозяйственных обществ или участия в них.
При рассмотрении абзаца седьмого пункта 26 статьи 1 законопроекта, содержащего ссылку на статьи 306 - 306.5 Кодекса, необходимо учитывать, что Кодекс в действующей и предлагаемой законопроектом редакции не содержит статей 306.1 - 306.5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.