Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 254761-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 г. (N Пр-1151ГС от 28 апреля 2011 г.).
В последние годы в Российской Федерации складывается сложная криминальная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Это выражается не только в расширении географии такой преступной деятельности, увеличении доходов от преступного наркобизнеса, но и в возрастании числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Подобная ситуация представляет серьезную угрозу не только здоровью населения, но и в целом национальной безопасности Российской Федерации.
Действующее законодательство достаточно обстоятельно регламентирует вопросы ответственности за совершение правонарушений и общественно опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вместе с тем, создаваемая сегодня государственная антинаркотическая система в России должна сочетать в себе не только контрольные и правоохранительные меры, но и комплекс профилактических, медицинских, реабилитационных программ.
Ежегодно от передозировок погибает порядка 7 тыс. человек (2009 - 7 592; 2010 - 7 728; 2011 - 6 606). Кроме того, происходит устойчивый рост числа страдающих от наркотической зависимости людей, расширяется возрастной диапазон лиц, употребляющих различные наркотические средства и психотропные вещества. Показатель госпитализации больных опийной зависимостью за последние 5 лет увеличился в 1,8 раза, причем средний ежегодный прирост составлял 12,1%.
Систематическое немедицинское потребление наркотиков неизбежно ведет к криминализации поведения наркопотребителя. Ежегодно за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков осуждается более 100 тыс. человек (2010 г. - 107 057; 2011 г. - 103 580). Нельзя считать нормальной ситуацию, когда в местах лишения свободы практически каждый пятый отбывает наказание за совершение наркопреступлений либо за преступления иных категорий, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Сложившаяся беспрецедентная ситуация является неприемлемой и требует оперативной мобилизации от государства и общества, системных усилий, направленных на кардинальное снижение наркотизации населения страны.
В действующем законодательстве Российской Федерации сегодня не предусмотрен ряд понятий, имеющих существенное практическое значение, таких как "лечение больных наркоманией", "медико-социальная реабилитация больных наркоманией", "профилактические процедуры", "побуждение к лечению от наркомании, а также прохождению медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией", что затрудняет правоприменительную практику.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", которые дополняют последний вышеперечисленными понятиями, согласованными с Минздравом России.
Учитывая, что большая часть потребителей наркотических средств или психотропных веществ - это подростки и молодые люди, такая криминальная ситуация, безусловно, наносит существенный вред генофонду нации и представляет серьезную социально-демографическую угрозу государству. Эта ситуация требует адекватных подходов к решению проблем, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков, организацией эффективного, в том числе предупредительно-профилактического, противодействия распространению наркомании.
Эффективной мерой для мотивации лиц, больных наркоманией и потребляющих наркотические средства или психотропные вещества на лечение и реабилитацию послужит возложение судом обязанности пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании.
Исходя из изложенного, законопроектом предлагается наделить суд в рамках как административного, так и уголовного судопроизводства, правом возложения на лиц, больных наркоманией, а также лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, дополнительной обязанности пройти курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию либо курс профилактических процедур.
При возложении указанной обязанности судом копию судебного решения предполагается направлять в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение.
Контроль исполнения обязанности пройти курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию либо курс профилактических процедур, лицами, на которых такая обязанность будет возложена в порядке статьи 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предполагается осуществлять уполномоченным органом в порядке, аналогичном исполнению обязанностей, возложенных судом на основании действующей части 5 статьи 73 УК РФ. В отношении лиц, на которых такая обязанность будет возложена в порядке части 2.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) контроль предполагается возложить на уполномоченный орган, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующие нормы КоАП РФ за потребление наркотиков предусматривают освобождение от административной ответственности при добровольном изъявлении лицом пройти лечение от наркомании и медико-социальное восстановление (примечание к статье 6.9. КоАП РФ). При этом эффективность функционирования данной нормы, при полном отсутствии механизма контроля за ней, не создает стимула у наркопотребителя обращаться в лечебно-профилактическое учреждение. В целях обеспечения ответственности лица, потребляющего наркотики без назначения врача, за его же решение пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации, предлагается ввести административную ответственность за уклонение от лечения и медико-социальной реабилитации в связи с заболеванием наркоманией, а также от курса профилактических процедур.
Принятие данного законопроекта позволит повысить уровень контроля за прохождением лечения и медико-социальной реабилитации наркопотребителями, а также послужит дополнительным фактором, побуждающим как лиц, больных наркоманией, так и потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача пройти соответствующие медицинские процедуры, направленные на избавление от наркотической зависимости или вредных последствий потребления наркотиков.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке контроля уполномоченным государственным органом исполнения лицами, на которых по решению суда возложена дополнительная обязанность пройти в лечебно-профилактическом учреждении курс профилактических процедур либо лечение от наркомании, а также медицинское и социальное восстановление в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 4 закопроекта).
Ответственный исполнитель: ФСКН России.
Соисполнители: Минюст России, Минздрав России, МВД России.
Срок внесения в Правительство Российской Федерации - после принятия Государственной Думой во втором чтении.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.