Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 254686-6 "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 16 октября 2012 г. N 1 (пункт 2 раздела I).
Проект федерального закона предусматривает возможность учета для целей налогообложения прибыли потерь от выявленных по результатам инвентаризаций недостач товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами в размере, не превышающем 0,75 процента от выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Проект федерального закона направлен на устранение необоснованного налогообложения убытков от потерь, возникающих при осуществлении торговой деятельности, причины которых не могут быть установлены либо установление причин может быть гораздо более затратно, чем сами потери.
В целях недопущения злоупотребления налогоплательщиков при списании на расходы убытков, возникших при осуществлении торговой деятельности, проект федерального закона предусматривает проверку и подтверждение аудиторской организацией данных о товарных потерях по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц. При этом при отсутствии подтверждения аудитора налогоплательщику отказывается в праве на вычет убытков от данных товарных потерь для целей налогообложения.
Следует отметить, что, к примеру, такой способ розничной торговли как самообслуживание покупателей в торговых залах наиболее полно отвечает потребностям населения, но вместе с тем влечет значительные потери товаров. При этом все операторы розничной торговли прилагают усилия для совершенствования системы контроля за сохранностью запасов в торговых залах и на складах товара.
В настоящий момент доля потерь, связанных с реализацией товаров крупнейшими российскими организациями розничной торговли, применяющими общий режим налогообложения, с открытым доступом покупателей к товарам составляет в среднем 1,5% выручки от реализации товаров, что в целом соответствует уровню наиболее эффективного управления по снижению товарных потерь.
Несмотря на увеличение в современной торговле сектора самообслуживания, нормы НК РФ, напротив, в сравнении с порядком, действующим до 2002 года, предусматривают возможность налогообложения убытков, возникающих в торговых залах самообслуживания. Так, ранее приказом Министерства торговли СССР от 23 марта 1984 г. N 75 были утверждены Примерные дифференцированные размеры списания потерь непродовольственных и продовольственных товаров, реализуемых в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания. Вместе с тем в соответствии со сложившейся судебной практикой (например, определение ВАС РФ от 11 октября 2010 г. N ВАС-13572/10 по делу N А48-4388/2009) данные нормы не подлежат применению.
Норма о списании на расходы убытков от хищений на практике не реализуется, поскольку не позволяет ни правоохранительным органам, ни судам в случае выявления недостач в производстве и на складах, на предприятиях торговли установить и доказать факт хищения. Это, в свою очередь, согласно сложившейся судебной практике не позволяет применять норму подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ, предусматривающую возможность списания убытков от хищений для целей налогообложения.
Отсутствие норм об учете для целей налогообложения товарных потерь не отвечает основному принципу налогообложения прибыли и открытому перечню расходов на предпринимательскую деятельность. На практике при отсутствии специальной нормы законодательства невозможно применение норм об учете товарных потерь ни в качестве прочих расходов на реализацию товаров (подпункт 4 пункта 2 статьи 253 НК РФ, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ), ни по статье "внереализационные расходы" (убытки - подпункт 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
Необходимо отметить, что учет товарных потерь в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения, широко применяется за рубежом в странах с развитой экономикой (Германии, Великобритании, США и др.). В этой связи возможность учета для целей налогообложения убытков от товарных потерь соответствует мировому опыту, позволит снизить издержки торговли, и тем самым улучшить инвестиционный климат в отношении организаций торговли и позитивно повлиять на уровень конечного потребления посредством снижения розничных цен.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)" с учетом прогнозируемых на среднесрочную перспективу объемов розничного товарооборота приведет к ежегодным потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от 10 до 15 млрд. руб., в том числе, потери доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составят от 9 до 13,5 млрд. руб.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.