Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 202133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части усиления наказания за уклонение от административного надзора)
- внесен Курской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 202133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" предусматривает усиление уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, а также установление уголовной ответственности за неоднократное несоблюдение административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), дополнить УК РФ новой статьей 314.2 и внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2013 года территориальными органами МВД России установлено и взято на контроль 219,6 тыс. ранее судимых лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) как в обязательном порядке, так и при наличии предусмотренных Федеральным законом условий.
В настоящее время под административным надзором органов внутренних дел состоит 42 тыс. лиц.
По фактам неприбытия поднадзорных лиц при освобождении из мест лишения свободы к избранному месту жительства без уважительных причин, а также уклонения от административного надзора за 2012 год возбуждено 786 уголовных дел по ст. 314.1 УК РФ (Уклонение от административного надзора).
За несоблюдение ограничений и невыполнение обязанностей, установленных при административном надзоре, составлено более 21 тыс. административных протоколов по ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Анализ проводимой территориальными органами МВД России работы с лицами, состоящими под административным надзором, показывает, что наличие административной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотренной статьей 19.24 КоАП, не оказывает должного профилактического воздействия на указанных лиц, в связи с чем в отношении 2662 поднадзорных лиц в 2012 году было возбуждено 3125 уголовных дел за совершенные ими преступления (из них 55 убийств, 99 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 29 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, 284 грабежа, 75 разбойных нападений, 9 вымогательств, 936 краж, 230 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 786 за уклонение от административного надзора).
Таким образом, правоприменительная практика свидетельствует о недостаточной эффективности существующих мер административного и уголовного воздействия на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для достижения целей установления за ними административного надзора.
В этой связи проект федерального закона представляется актуальным. В то же время Комитет по безопасности и противодействию коррупции считает необходимым отметить следующее.
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в абзац второй статьи 314.1 УК РФ, предусматривающие возможность назначения наказания за деяния, перечисленные в диспозиции указанной статьи, только в виде лишения свободы на срок до одного года. Комитет считает, что установление безальтернативной санкции и исключение из статьи 314.1 УК РФ санкций, не связанных с лишением свободы, противоречит Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и не может быть поддержано.
2. Авторами законопроекта не учитывается, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" на лицо, в отношении которого установлен административный надзор, помимо ограничений, за неоднократное несоблюдение которых предлагается установить уголовную ответственность, возлагаются еще и обязанности.
В этой связи следует обратить внимание на положения статьи 19.24 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
С учетом изложенного анализируемые положения законопроекта требуют дополнительного обоснования в части установления уголовной ответственности только за неоднократное несоблюдение административных ограничения или ограничений либо расширения перечня оснований в части установления уголовной ответственности также за невыполнение обязанностей, среди которых, в частности, статьей 11 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что поднадзорное лицо обязано уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания; допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. Выполнение поднадзорным лицом указанных выше обязанностей представляется важным условием эффективности мер установления административного надзора.
3. Исходя из примечаний к статье 314.2, которой предлагается дополнить УК РФ, неоднократным признается несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, которое совершено в течение ста восьмидесяти дней с момента привлечения указанного лица к административной ответственности за аналогичное деяние. В то же время в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП и статьей 4.6 КоАП обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного взыскания. Таким образом, предлагаемое законопроектом установление срока в сто восемьдесят дней при определении неоднократности должно быть обосновано в пояснительной записке к законопроекту.
Отмечая актуальность совершенствования законодательства в сфере профилактики нарушений административных ограничений и невыполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 64-ФЗ, а также с учетом вышеизложенного Комитет по безопасности и противодействию коррупции полагает целесообразным рекомендовать авторам законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 202133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" до его рассмотрения в первом чтении с учетом замечаний, высказанных в настоящем Заключении, в Официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.