Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 202133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному Курской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом предлагается установить безальтернативное наказание в виде лишения свободы на срок до одного года за уклонение от административного надзора, предусмотренное статьей 314.1 УК РФ, исключив из санкции данной статьи такие виды наказания как обязательные работы и исправительные работы (пункт 1 статьи 1 проекта).
Обращаем внимание, что по своему содержанию, целям и задачам административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", далее - Закон). Административный надзор не является мерой уголовной, административной или иной ответственности лица, а призван обеспечить предупреждение рецидивной преступности, устранить (ограничить) условия, способствующие совершению поднадзорным лицом нового преступления.
В этой связи полагаем, что за уклонение от применения такой предупредительной меры не может быть предусмотрено наказание более строгое, чем за уклонение от отбывания уголовного наказания, например, в виде ограничения свободы, за совершение которого наряду с лишением свободы на срок до одного года предусматривается наказание в виде принудительных работ (часть первая статьи 314 УК РФ).
Проектом также предлагается установить уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре (новая статья 314.2 УК РФ - пункт 2 статьи 1 проекта).
Отмечаем, что законодательством Российской Федерации дифференцирована ответственность за нарушение тех или иных ограничений или обязанностей поднадзорного лица. При этом криминализированы только такие нарушения административных ограничений или обязанностей, которые свидетельствуют о направленности умысла лица на уклонение от административного надзора и одновременно полностью исключают возможность соблюдения всех установленных судом ограничений и обязанностей, а также возможность осуществления органами внутренних дел наблюдения за соблюдением поднадзорным лицом этих ограничений и обязанностей. Речь идет о неприбытии без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также о самовольном оставлении данным лицом места жительства или пребывания, совершенных в целях уклонения от административного надзора (статья 314.1 УК РФ).
Несоблюдение остальных, предусмотренных Законом, административных ограничений (запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях и т.д.) не влечет названных последствий и не свидетельствует об умысле лица на уклонение от административного надзора, даже при условии неоднократности их совершения.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.