Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 257140-6 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Методика расчета утверждена Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 г. Согласно этому Постановлению собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) коммунальных ресурсов ( холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и т.д.) исходя из показаний коллективных (общедомовых - далее по тексту ОПУ) приборов учета. Общий объем потребленного коммунального ресурса распределяется между указанными собственниками.
Вследствие применения данной методики, сложилась ситуация когда в отношении добросовестных потребителей коммунальных ресурсов действует принцип "презумпции виновности". Управляющие компании и поставщики коммунальных услуг, вместо того чтобы выяснить причины и установить виновных в существующей значительной разнице между показаниями общедомового прибора учета и показаний индивидуальных приборов учета или установленных нормативов потребления, в безусловном порядке распределяют между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме выявленную разницу и взыскивают плату с добросовестных потребителей.
Вместе с тем, разница между объемом потребленного коммунального ресурса, установленного по показаниям индивидуальных приборов учета (квартирных) или нормативов потребления, и объемом потребленного коммунального ресурса, установленного по показаниям общедомовых приборов учета, как правило возникает либо вследствие занижения показаний индивидуальных приборов учета отдельными собственниками, либо неоправданными потерями на сетях при передаче коммунального ресурса.
Как следует из обращений граждан и представленных ими копий квитанций за жилищно-коммунальные услуги, размер платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия) собственника жилого помещения в доме без лифта по показаниям ОПУ значительно превышает размер платы этого же собственника по показаниям ИПУ, что само по себе является парадоксом. Условно говоря, на освещение подъезда тратится больше электроэнергии, чем на квартиру, где проживает три человека.
Добросовестный потребитель оказывается заложником сложившейся ситуации. С одной стороны, управляющая компания действуют в рамках закона, в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 307, распределяет выявленную разницу между всеми собственниками жилых помещений, вне зависимости от наличия вины (факта потребления ресурса), с другой стороны, добросовестный потребитель не может самостоятельно ни установить виновников (причину) повышенных затрат, ни принудить к этому управляющую организацию.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации в целях восстановления принципа справедливости при начислении платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Законопроектом предлагается ограничить безусловную сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям ОПУ пятью процентами (5%) от размера платы за потребленный коммунальный ресурс по показаниям ИПУ жилого помещения или от норматива потребления, для жилых помещений не оборудованных приборами учета.
Это позволит обеспечить заинтересованность как управляющих компаний, так и поставщиков коммунальных ресурсов, в выявлении причин значительной разницы между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета (нормативов потребления) и установлении виновных лиц, а также защитит добросовестных потребителей коммунальных ресурсов от необоснованных взысканий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации "
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.