Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
C 1 января 2013 года размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для самозанятого населения (к которому, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников) увеличился в 2 раза. Если до сих пор самозанятые индивидуальные предприниматели (ИП) платили в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды 19425 рублей в год, то теперь закон обязывает их отчислять во внебюджетные фонды 35664,6 рублей в год. Иными словами, теперь ИП с наименьшими доходами (не более 50-100 тыс.рублей в год) будут вынуждены перечислять во внебюджетные фонды 30-70% своего годового дохода. Поэтому результатом столь резкого повышения фиксированного размера страхового взноса для самозанятого населения стало масштабное сокращение количества ИП. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, результатом резкого повышения страховых взносов стало сокращение количества ИП более чем на 367 тыс. человек за период с декабря 2012 года по апрель 2013 года.
10 апреля 2013 года Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации провел расширенное совещание, посвященное последствиям повышения страховых взносов во внебюджетные фонды для малого и среднего предпринимательства.
По результатам совещания члены Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, представители Министерства экономического развития Российской Федерации и общероссийских объединений предпринимателей приняли решение о целесообразности перехода к применению дифференцированного подхода при установлении страховой нагрузки на самозанятых граждан (в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности) и формирования пенсионных прав в зависимости от объема уплаченных страховых взносов. Данное решение было также единогласно поддержано депутатами Государственной Думы, принимавшими участие в заседании Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству 11 апреля 2013 года, на котором обсуждался вопрос о текущем положении малого бизнеса.
Настоящий законопроект подготовлен в целях реализации вышеупомянутых решений и направлен на "смягчение" негативных последствий повышения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства (и в особенности для ИП, осуществляющих низкодоходные виды деятельности).
Для этого предлагается перейти к исчислению размера фиксированного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для самозанятых индивидуальных предпринимателей исходя из величины полученного ими дохода.
Так, для ИП с годовым доходом до 300 тыс. руб. предлагается исчислять страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию исходя из 1 МРОТ (при этом совокупный размер страхового взноса во все государственные внебюджетные фонды составит 19425 рублей в год). Для предпринимателей, чей годовой доход превышает 300 тыс.рублей, следует исчислять страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию исходя из 1 МРОТ плюс 1% от суммы превышения величины фактически полученного предпринимателем годового дохода над "пороговой" величиной годового дохода, равной 300 тыс.рублей.
Подобный дифференцированный подход к исчислению страховых взносов даст микробизнесу с небольшими доходами возможность продолжать работать легально и не уходить "в тень", а более крупным ИП позволит формировать свои пенсионные права в большем объеме. Данное предложение было поддержано всеми деловыми объединениями, а также Минэкономразвития России и Минсельхозом России.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.