Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 19 марта 2013 г. N 3.9-34/2
по проекту федерального закона N 79403-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей) - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, О.Ю. Баталиной, а также А.В. Кнышовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 79403-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и отмечает следующее.
В новой редакции законопроекта учтена большая часть концептуальных замечаний, изложенных в первичном заключении Комитета по вопросам собственности от 27 сентября 2012 года N 3.9-20/2, что позволяет Комитету поддержать концепцию законопроекта при условии устранения указанных в настоящем заключении замечаний к ряду проектируемых норм, требующих дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Так в абзаце первом пункта 1 после слов "коммунально-бытового назначения" предложено дополнить словами ", за исключением объектов, указанных в статье 30.1.", в результате чего предлагается следующая редакция:
"1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения за исключением объектов, указанных в статье 30.1 могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:".
В результате буквально получается, что указанные объекты не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса, в то время как в новой статье 30.1 проекта федерального закона, напротив, устанавливаются особенности их приватизации. Это логическое противоречие требует устранения при доработке законопроекта ко второму чтению.
Более того, подобная правовая конструкция создаст коллизии в правоприменительной практике Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", т.к. в состав объектов "жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения", о которых идет речь в пункте 1 статьи 30, могут входить объекты электросетевого хозяйства, а также источники тепловой энергии, тепловые сети.
Следует принимать во внимание, что статья 30.1 законопроекта сформулирована таким образом, что допускает отдельную продажу объектов электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей, находящихся на балансе унитарного предприятия, иными способами приватизации, нежели чем их включение в уставный капитал унитарного предприятия при его преобразовании в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. На практике это может вызвать многочисленные технические проблемы, т.к. в ходе процедуры преобразования придется выделять и обосабливать отдельные земельные участки из общей территории предприятия с проведением соответствующих землеустроительных работ, что не только затянет и увеличит издержки при приватизации унитарного предприятия, но и создаст серьезные препятствия для ведения бизнеса как вновь учрежденному хозяйственному обществу, так и новому собственнику сетей. В частности, собственнику сетей потребуется прибегнуть к использованию сервитутов для обеспечения права доступа к своим объектам, а предприятию придется договариваться с новым собственником о получении электричества и тепла.
Редакция пункта 3 статьи 30.1 законопроекта вообще не позволит включить указанные объекты в уставный капитал предприятия, т.к. условия инвестиционного и эксплуатационного обязательства "подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект электросетевого хозяйства, а также источник тепловой энергии, тепловые сети". Здесь необходимо учесть, что при преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью не заключается договор купли-продажи его имущественного комплекса. Более того, с 2011 года из Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" исключен такой способ приватизации, как продажа предприятия в качестве единого имущественного комплекса. Таким образом в указанной части предлагаемая редакция пункта 3 статьи 30.1 законопроекта вступает в противоречие с действующей редакцией Закона.
Представляется целесообразным при доработке законопроекта рассмотреть возможность увязки инвестиционных и эксплуатационных обязательства с правом собственности на указанные объекты таким образом, чтобы в случае перехода такого права в порядке правопреемства или в процессе преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью упомянутые обязательства сохраняли бы свою силу. Наиболее оптимальным вариантом было бы установление жесткого запрета на приватизацию перечисленных объектов до оформления указанных обязательств непосредственно самим предприятием.
Аналогичное замечание в полной мере относится и к проектируемой редакции абзаца первого пункта 4 статьи 30 Федерального закона.
В редакции новой статьи 30.1 требуют уточнения положения пункта 2, устанавливающего основания определения условий инвестиционных и эксплуатационных обязательств. К сожалению, законопроект не содержит механизма определения этих условий, в связи с чем остаётся непонятным - кем конкретно определяются инвестиционные и эксплуатационные условия? Какой орган подтверждает их соответствие требованиям законодательства, на основании которых они разрабатываются? Кто контролирует соблюдение условий и устанавливает меру ответственности за их нарушение?
Также остается не в полной мере раскрытым вопрос о государственной регистрации ограничений (обременений), устанавливаемых инвестиционными и эксплуатационными обязательствами. Дело в том, что Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не устанавливает особенностей такой регистрации, а следовательно, проектируемые нормы проекта работать не будут, и при его подготовке ко второму чтению необходимо разработать новую статью упомянутого Федерального закона.
Комитет по вопросам собственности считает экономически нецелесообразным установление полного запрета на отчуждение из государственной или муниципальной собственности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, передачу указанных объектов и прав пользования ими в залог, а также переуступку прав пользования ими и внесение таких объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в настоящее время 84 процента организаций водопроводно-коммунального комплекса являются муниципальными унитарными предприятиями и лишь 16 процентов приватизированы. Среди частных компаний 62 процента приходится на долю трех федеральных операторов: "Росводоканала", "Российских коммунальных систем" и "Евразийского водного партнерства".
При этом общее состояние отрасли крайне тяжелое: 55 процентов инженерных сетей холодного водоснабжения отслужили свой нормативный срок, 30 процентов из них находятся в аварийном или в предаварийном состоянии. Неучтенный расход воды превышает 20 процентов, а 22 процента жителей России не обеспечены централизованными услугами водоснабжения и водоотведения.
Не лучшим образом обстоит дело со сточными водами: если крупные города очищают порядка 99 процентов своего стока, то в целом по стране практически половина сточных вод, согласно данным официальной статистики, не очищается до состояния, соответствующего стандартам качества.
Потребность водохозяйственного комплекса в инвестициях составляет от 3 до 15 трлн. рублей, тогда как рентабельность в среднем по России составила минус 2,3% по данным за 2011 год, в отдельных случаях - минус 14-15%. При этом существует огромный разброс в тарифах между крупными городами, в которых стоимость воды не превышает 20 руб. за кубометр, и малыми городами, где стоимость кубометра достигает 120 рублей.
В подобной ситуации полный запрет на приватизацию и совершение сделок с объектами водоснабжения и водоотведения фактически лишает указанную сферу перспектив на привлечение частных инвестиций и приход в отрасль ответственных эффективных собственников. Надежды на привлечение дополнительных средств инвесторов для модернизации указанных объектов за счет использования института государственно-частного партнерства - в частности, посредством заключения концессионных соглашений - представляются мало оправданными, по причине недостаточной проработанности положений Федерального закона "О концессионных соглашениях" именно в части законодательного регулирования вопросов компенсационных выплат и оформления прав собственности на проводимые улучшения объекта концессии (модернизацию) и их учёта в тарифной политике органов публичной власти.
В этой связи Комитет по вопросам собственности считает, что при доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть возможность разрешить преобразование государственных и муниципальных предприятий в области водоснабжения и водоотведения в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью при условии сохранения в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования контрольного пакета акций (долей в уставном капитале) таких организаций. Именно такая норма может обеспечить баланс интересов государства, общества и бизнеса.
На основании изложенного Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта N 79403-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.