Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 190238-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 февраля 2013 г. N 77, пункт 94, рассмотрев проект федерального закона N190238-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, А.Ю. Мургой, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, О.М. Казаковой, Е.И. Кузьмичевой и членом Совета Федерации Л.Н. Боковой, сообщает следующее.
Авторы законопроекта предлагают внесение взаимосвязанных изменений в Федеральные законы "О государственном языке Российской Федерации" и "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", а также в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Внесение указанных изменений направлено на конкретизацию правовых требований к использованию государственного языка Российской Федерации, а именно введение запрета на использование нецензурной брани в произведениях литературы и искусства, продукции средств массовой информации, предназначенных для широкой аудитории, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Рассматривая законопроект в рамках своей компетенции, Комитет отмечает, что согласно законопроекту, в статье 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" авторами предлагается расширить перечень продукции и мероприятий, в которых государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, и включить в указанный перечень продукцию организаций кинематографии, книжную и иную информационную продукцию, а также проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Содержание действующей нормы о возможности использования ненормативной лексики в случае, если такое использование является неотъемлемой частью художественного замысла произведения, исключено из пункта 9 части 1 статьи 3 названного Федерального закона и оформлено самостоятельным пунктом данной статьи, усиливающим акцент на вводимом законопроектом запрете на использование нецензурной брани в выпускаемых на русском языке как государственном языке Российской Федерации продукции общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, организаций кинематографии, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Отмечая целесообразность вводимого законопроектом запрета на использование нецензурной брани в рассчитанной на публичную демонстрацию и широкое распространение информационной продукции, Комитет обращает внимание на неравнозначную замену более широкого по смыслу термина "лексика, не соответствующая нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации" на термин "нецензурная брань". Кроме того, для целей законопроекта необходимо согласование вносимых изменений с частью 6 статьи 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" также вводящей запрет на использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
По мнению Комитета, предложенная законопроектом редакция пункта 9 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" требует уточнения, поскольку указание на художественный замысел применительно к использованию других языков, а не использованию лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, представляется искажающим смысл действующей нормы Федерального закона.
Законопроектом предлагается также введение требований о запрете на использование нецензурной брани в создании и использовании произведений кинематографии, производство которых осуществляется при государственной поддержке.
В целях недопущения распространения материалов, содержащих нецензурную брань, через средства массовой информации предлагается внесение корреспондирующих изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Комитет отмечает, что законопроект в целом является своевременным, важным и актуальным, а реализация предлагаемых авторами норм будет обеспечивать дополнительные механизмы защиты и развития языковой культуры в использовании государственного языка Российской Федерации.
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает законопроект N190238-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, А.Ю. Мургой, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, О.М. Казаковой, Е.И. Кузьмичевой и членом Совета Федерации Л.Н. Боковой и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.