Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 190238-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 190238-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, А.Ю. Мургой, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, О.М. Казаковой, Е.И. Кузьмичевой, А.И. Аршиновой; членом Совета Федерации Л.Н. Боковой.
Целью законопроекта является установление ограничений на использования нецензурной брани на телевидении, в кинематографии, в периодических печатных изданиях, в книгах и в иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Конституция Российской Федерации не уточняет требований к особенностям практического использования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Ограничение свободы слова и свободы творчества, заключающееся в запрете на использование нецензурной брани, соответствует указанным целям.
Внесение предлагаемых проектом изменений направлено на охрану интересов каждого гражданина России, на защиту нравственности. Кроме того, одной из первостепенных задач в настоящее время является защита подрастающего поколения от явлений, влияющих на их нравственное и духовное развитие, чему в первую очередь должна способствовать политика охраны и сбережения государственного языка Российской Федерации.
Комитет по культуре отмечает актуальность и своевременность рассматриваемого проекта федерального закона.
При этом представляется, что проект должен быть доработан ко второму чтению.
Считаем, что требуют дополнительной доработки статья 2 законопроекта, вносящая изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", т.к. предлагающаяся норма о недопустимости выдачи прокатного удостоверения в случае использования нецензурной брани не относится к предмету регулирования статьи 5 данного Федерального закона.
В статье 3 законопроекта Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей 6.19, при этом не указываются органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела о предусмотренных административных правонарушениях.
Статьей 4 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон "О средствах массовой информации" и в корреспондирующую ей часть 1 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом необходимо обратить внимание, что 19.03.2013 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий установление административной ответственности за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о запрете использования нецензурных выражений в художественной литературе.
Также следует проработать вопрос о возможном использовании ненормативных выражений в художественных произведениях для реализации художественного замысла.
Правительство Российской Федерации поддержало представленную законодательную инициативу при условии дальнейшей доработки.
Все имеющиеся замечания могут быть учтены в процессе подготовки ко второму чтению.
С учётом изложенного, Комитет по культуре поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.