Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 217151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 217151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части вопросов налогового законодательства, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается уточнение действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части используемой в них терминологии с целью приведения ее в соответствие с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В частности, законопроектом предлагается внести изменения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 23 "Налог на доходы физических лиц", 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса:
- в статье 149 Налогового кодекса, содержащей перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), предлагается уточнить наименование освобождаемых от налогообложения товаров, а также наименования медицинских организаций;
- в подпункте 3 статьи 150 Налогового кодекса уточняется наименование освобождаемых при ввозе на территорию Российской Федерации материалов;
- в подпункте 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса, содержащей перечень товаров, облагаемых по налоговой ставке 10 процентов, предлагается уточнить наименование медицинских товаров, подпадающих под действие этой ставки налога;
- в статьях 217 и 219 Налогового кодекса уточняются виды освобождаемых от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов и социальных налоговых вычетов;
- в подпункте 5 пункта 2 и подпункте 2 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса корректируется вид расходов на медикаменты, учитываемых при определении объекта налогообложения.
Кроме того, учитывая, что пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 21.11.11 N 323 предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию медицинских изделий и экспертизу качества эффективности и безопасности медицинских изделий, глава 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса дополняется новой статьей 333.32.2 "Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий". Этой статьей предлагается установить следующие размеры государственной пошлины:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 21.11.11 N 323" следует читать "пунктом 9 статьи 38 Федерального закона от 21.11.11 N 323"
за государственную регистрацию медицинских изделий госпошлина устанавливается в размере 3000 рублей (по аналогии с действующей в настоящее время в отношении изделий медицинского назначения и медицинской техники нормой подпункта 101 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, который утратит свою силу в связи с принятием рассматриваемого законопроекта);
за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, связанных с осуществлением государственной регистрации медицинских изделий устанавливаются размеры государственной пошлины за экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий (в зависимости от класса потенциального риска их применения в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти): 1 класс потенциального риска - 20 000 рублей; 2а класс потенциального риска - 27 000 рублей; 2б класс потенциального риска - 36 450 рублей; 3 класс потенциального риска - 49 210 рублей.
Поддерживая целесообразность внесения в Налоговый кодекс указанных изменений, тем не менее, Комитет считает необходимым обратить внимание на ряд существенных обстоятельств.
1. В соответствии с действующей редакцией абзаца пятого подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса от налогообложения НДС освобождается реализация товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых, в том числе, государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях.
В результате принятия предлагаемой законопроектом поправки указанная льгота будет применяться к государственным унитарным предприятиям при медицинских организациях, оказывающих противотуберкулезную, психиатрическую, психоневрологическую помощь, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также к лечебно-производственным (трудовым) мастерскими при этих учреждениях.
Таким образом, принятие указанной поправки в редакции, предложенной законопроектом, может привести к утрате лечебно-производственными мастерскими при медицинских организациях, оказывающих противотуберкулезную, психиатрическую, психоневрологическую помощь, права на действующую в отношении них в настоящее время льготу по НДС.
Кроме того, следует учитывать, что законодательством Российской Федерации такой вид медицинской помощи, как психоневрологическая помощь, не определен, в связи с чем создается правовая неопределенность в части отнесения медицинских организаций к организациям, оказывающим такого рода помощь.
2. По вопросу предлагаемых законопроектом поправок в статьи 217 и 219 Налогового кодекса отмечается, что они не учитывают изменений, внесенных в эти статьи Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 279-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
3. В соответствии с действующей редакцией подпункта 5 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса при определении объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы, в том числе, на расходы на приобретение медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений.
Рассматриваемым законопроектом слово "медикаментов" предлагается заменить словами "лекарственных препаратов для медицинского применения".
Таким образом, в результате принятия указанной поправки налогоплательщики, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, получат право включать в состав расходов расходы на приобретение лекарственных средств не только для ветеринарного применения, но и для личного потребления.
Кроме того, следует учитывать, что законодательством Российской Федерации термин "лекарственные препараты для медицинского применения" не определен.
4. В пункте 2 статьи 57 законопроекта, устанавливающем порядок вступления в силу изменений в часть вторую Налогового кодекса, содержатся неверные ссылки на структурные единицы законопроекта (следовало указать не статью 36 и пункт 8 этой статьи соответственно, а статью 35 и ее пункт 7).
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 217151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Первый заместитель |
Г.Я. Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.