Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 458604-4 "О внесении изменений в федеральные законы "О ветеранах" и "О государственной социальной помощи",
внесенному Законодательным Собранием Кировской области
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев повторно указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон), дополнив статью 21 новым пунктом 5, которым предусматривается распространить на детей инвалидов и участников Великой Отечественной войны, погибших (умерших) в период Великой Отечественной войны, если на день гибели (смерти) им не исполнилось 18 лет и они не были в последующем усыновлены (удочерены), некоторые меры социальной поддержки, установленные для членной семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить право указанной категории лиц на ежемесячную денежную выплату, установленную Федеральным законом, а также право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренную Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Однако следует иметь в виду, что предлагаемые изменения не согласуются с концепцией Федерального закона, в преамбуле которого предусмотрено, что Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поэтому меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата предоставляются самим ветеранам, а не членам семьи ветеранов.
Учитывая, что меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона), а функции по обеспечению их ежемесячной денежной выплатой и предоставлению государственной социальной помощи возложены на государственные внебюджетные фонды, которым на указанные цели ежегодно передаются средства федерального бюджета, реализация законопроекта повлечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (см. также финансово-экономическое обоснование).
Кроме того, к расходам федерального бюджета приведет предлагаемое законопроектом (статья 3) вступление будущего федерального закона в силу с 1 января 2008 года, означающее распространение положений законопроекта на правоотношения, возникающие с указанной даты.
Таким образом, законопроект должен содержать положения, определяющие источник и порядок финансирования расходов, необходимых для его реализации, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которым в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта также следует соотнести с пунктом 2 статьи 83 БК РФ, предусматривающим выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заместитель начальника |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.