Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 194839-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2013 года (протокол N 74, пункт 50) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 194839-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект разработан во исполнение поручения, предусмотренного абзацем пятым подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", согласно которому Правительству Российской Федерации поручено до 1 января 2013 года обеспечить реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия (также - ОРВ) проектов нормативных правовых актов, в том числе, обеспечить развитие на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации - с 2014 года, органов местного самоуправления - с 2015 года.
Проектом предусматривается закрепление процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении подготавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, а также введение экспертизы действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Указанные действия предполагается осуществлять в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, что согласуется с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти.
Целью оценки регулирующего воздействия является выявление в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также региональных и местных бюджетов.
Проектом предлагается установить, что методическое обеспечение деятельности по внедрению процедуры, установлению порядка и проведению оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В ходе деятельности по внедрению процедур ОРВ предполагается использовать Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 года N 623.
При этом указанные Методические рекомендации содержат детально описанную процедуру оценки регулирующего воздействия, в том числе, последовательность действий при внедрении такой процедуры, порядок ее проведения, организации, принципов проведения, содержания процедуры, выявления результатов оценки регулирующего воздействия и т.п.
В рамках осуществления ОРВ предполагается оценивать целесообразность введения нового регулирования, ожидаемые последствия принятия нормативного правового акта, соответствие предлагаемых решений полномочиям органа, принимающего этот акт, а также наличие аналогичных нормативных правовых актов в других регионах или муниципальных образованиях и опыт их применения.
Оценка регулирующего воздействия предполагает использование механизма публичного обсуждения, что позволит привлечь к участию в подготовке нормативных правовых актов предпринимательские сообщества и субъектов предпринимательской деятельности, активизировать их взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также повысить уровень правотворческой культуры при принятии нормативных правовых актов на региональном и местном уровне.
По мнению Комитета, реализация предлагаемых проектом изменений приведет к повышению качества нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом введение процедуры ОРВ позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, способствовать росту инвестиционной активности, обеспечит предсказуемость развития региональной и местной экономик, в целом положительно повлияет на развитие конкуренции и инвестиционный климат в Российской Федерации.
Вместе с тем, к проекту имеются отдельные замечания.
1. Проектом не урегулирован вопрос правового положения органа, который будет осуществлять эти функции на определенном уровне власти. Будет ли такой орган отдельной организационной структурой или структурным подразделением уже существующих органов публичной власти.
По мнению Комитета, в проекте необходимо четко прописать его властные полномочия: в первую очередь, какую (публично - властную) силу будет иметь его решение по результатам проведения процедуры ОРВ или экспертизы действующего акта. Иными словами, будут ли его решения обязательны для исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе законодательными (представительными) органами, и органами местного самоуправления, в том числе представительными органами, или нет.
2. Кроме того, из текста проекта не ясны правовые последствия проведения ОРВ в отношении подготавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов.
Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 года N 623, не дают императивного предписания, а только устанавливают правомочие отменить или изменить акт.
В связи с этим, считаем целесообразным дополнить проект нормой, императивно устанавливающей, что по итогам проведения оценки регулирующего (фактического) воздействия государственного (муниципального) регулирования в соответствии с установленным в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) порядком, действующие нормативные правовые акты или их отдельные положения должны быть отменены или изменены. Полагаем, что данное изменение сделает процедуру ОРВ более продуктивной и эффективной.
3. В статье 2 проекта устанавливается, что муниципальные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в соответствии с принципами, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и в порядке, устанавливаемом муниципальными нормативными правовыми актами.
Исходя из смысла проекта и материалов к нему, под формулировкой "в соответствии с принципами, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" имеется ввиду нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий и регулирующий (согласно статье 1 проекта) процедуру ОРВ в отношении подготавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, а также экспертизу действующих нормативных правовых актов.
Однако, по мнению Комитета, из буквального прочтения предлагаемой формулировки такой однозначный вывод не следует.
В связи с этим, считаем целесообразным заменить формулировку "в соответствии с принципами, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации", формулировкой "в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации".
Комитет считает, что указанные замечания могут быть устранены при подготовке проекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.