Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 195397-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении порядка предоставления имущественного налогового вычета налогоплательщикам),
внесенному депутатами Государственной Думой С.И. Штогриным, Р.В. Кармазиной, В.Н. Паутовым, Л.Я. Симановским, Т.О. Алексеевой, Б.В. Михалевым, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, Н.С. Максимовой, С.В. Чижовым, членом Совета Федерации Е.А. Самойловым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 195397-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "данная законодательная инициатива направлена на оптимизацию процедур, связанных с применением налогоплательщиками имущественных налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц".
Законопроектом предусматривается целый ряд законодательных мер, направленных на совершенствование действующего порядка предоставления налогоплательщикам имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. В частности, отменяются ограничения на количество приобретаемых объектов недвижимого имущества, в отношении которых предоставляется имущественный налоговый вычет. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право на получение имущественного налогового вычета у одного или нескольких налоговых агентов по своему выбора.
С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 года N 6-П законопроектом предлагается закрепить порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет). При этом в указанных случаях несовершеннолетние дети не теряют право на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.
Законопроект, предусматривая предоставление родителям (усыновителям, приемным родителям, опекунам, попечителям) возможность получить имущественный налоговый вычет на основании факта приобретения недвижимости в собственность своих детей (подопечных), в этой части направлен как на усиление механизма поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, так и на поддержку института усыновления, поскольку его принятие будет способствовать созданию условий, обеспечивающих детям, в том числе усыновленным, достойную жизнь.
Кроме того, законопроектом предлагаются нормы, согласно которым налогоплательщики вправе обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета вплоть до полного его использования в предельно установленном размере. Предоставление налогоплательщику возможности использовать всю сумму вычета полностью, в том числе применительно как к одному и тому же объекту (новое строительство либо приобретаемым на территории Российской Федерации жилому дому, квартире, комнате или доле (долям) в них, земельным участкам, предоставленным для индивидуального жилищного строительства, и земельным участкам, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доле (долям ) в них), так и применительно к нескольким объектам, позволит налогоплательщикам более эффективно и целенаправленно решать свои жилищные проблемы.
В то же время, законопроект требует дополнения положением в части закрепления в Кодексе конкретного перечня документов, требующихся для получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета в отношении имущества, приобретаемого в собственность ребенка, приемного ребенка, подопечного, предусмотрев, в частности, предоставление документов, подтверждающих наличие соответствующих отношений между налогоплательщиком и ребенком, приемным ребенком, подопечным.
Кроме того, в новой редакции подпункта 7 пункта 3 статьи 220 Кодекса указывается, что имущественный налоговый вычет по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется налогоплательщику на основании заявления. Согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В этой связи подача налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в соответствии с положением проектируемого пункта 7 статьи 220 Кодекса отдельного заявления о предоставлении имущественного налогового вычета не требует.
Учитывая социальную значимость предлагаемых законопроектом мер, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 195397-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.