Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 марта 2013 года (выписка из протокола N 82, п. 56) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Законопроект вносится во исполнение абзацев второго и третьего подпункта "а" и абзацев четвертого и пятого подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ Президента Российской Федерации). Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации принять решения, а также внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, в частности обеспечивающие:
1) создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей;
2) упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки, предусмотрев в том числе снижение требований к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами Российской Федерации в государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства;
3) увеличение в 1 января 2013 года размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
4) изменение установленной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, оставив принятие окончательного решения на усмотрение суда.
2. Для реализации поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации, проектом федерального закона предлагается:
2.1. внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) и расширить перечень субъектов, которые освобождены от необходимости прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В настоящее время в указанный перечень включены близкие родственники ребенка и лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено (абзац 13 пункта 1 статьи 127 СК РФ). Законопроектом указанный круг лиц дополняется "лицами, которые являются и являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей". Включение данной категории граждан обусловлено тем, что они уже имеют успешный практический опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, целесообразно освободить их от необходимости прохождения обязательной подготовки.
Аналогичное правило предлагается ввести и в отношении лиц, желающих взять ребенка под опеку. Согласно положениям абзаца 5 пункта 1 статьи 146 СК РФ от необходимости прохождения обязательной подготовки освобождены лишь близкие родственники детей, и лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Законопроектом предлагается расширить указанный перечень и включить в него "лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено";
2.2. признать утратившей силу статью 128 СК РФ, устанавливающую правило о том, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. Вместе с тем законопроектом предлагается ввести изменения в статью 127 СК РФ и дополнить ее новым пунктом 2.1, содержащим диспозитивную процессуальную норму. Согласно предлагаемой норме суд может отказать в усыновлении ребенка по причине разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, не позволяющей обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Фактически суд в каждом конкретном случае по своему усмотрению, с учетом положений предлагаемой редакции пункта 2.1 статьи 127 СК РФ будет принимать решение о необходимой и достаточной разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.
Указанное положение, позволит суду при исследовании материалов дела до принятия решения всесторонне оценить кандидатуру предполагаемого усыновителя, при этом суд не будет ограничен законодательно закрепленной разницей в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.
2.3. внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), дополнив пункт 8 части 1 статьи 271 процессуальной нормой, обеспечивающей действие нового материального правила, содержащегося в предлагаемой редакции абзаца 13 пункта 1 статьи 127 СК РФ. Согласно предлагаемой норме из перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, исключается документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в случае если предполагаемые усыновители являются или являлись опекунами (попечителями) детей и если он не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
2.4. сократить срок подачи апелляционной жалобы на решение суда об усыновлении ребенка до 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. В соответствии с положениями статьи 321 ГПК РФ апелляционная жалоба, в том числе и на решение суда об усыновлении ребенка, может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ. Указанная норма на практике означает что, в течение 30 дней с момента принятия судом решения в окончательной форме до вступления в силу решения суда, ребенок не может быть передан усыновителям и продолжает находиться в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаемое законопроектом изменение существенно сократит срок пребывания ребенка в указанной организации, что, безусловно, положительно отразится на его психологическом состоянии и будет способствовать его скорейшей адаптации в семье;
2.5. внести изменения в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее Федеральный закон N 48-ФЗ) и уточнить, что деятельность органов опеки попечительства по оказанию помощи опекунам и попечителям включает в себя помощь в получении услуг по психологическому и (или) педагогическому сопровождению.
2.6. внести изменения в статью 8 Федерального закона N 48-ФЗ, регулирующую полномочия органов опеки и попечительства. Законопроектом предусматривается конкретизация такого полномочия органа опеки и попечительства как "оказание содействия опекунам и попечителям". Для этой цели предлагается в пункте 11 части 1 статьи 8 слова "оказание содействия опекунам и попечителям" исключить и одновременно дополнить указанную часть пунктом 12, раскрывающим содержание данного полномочия. Так, предлагается отнести к соответствующим полномочиям и "оказание содействия опекунам и попечителям, в том числе помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, получении услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению, в порядке, определяемом законодательством субъектов Российской Федерации". Таким образом, предполагается, что организация оказания содействия опекунам и попечителям будет осуществляться органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации;
2.7. в целях предотвращения помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличить срок передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, под предварительные опеку или попечительство до 6 месяцев, с возможностью продления указанного срока до 8 месяцев.
В настоящее время действующая редакция части 5 статьи 12 Федерального закона N 48-ФЗ закрепляет правило, согласно которому предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев. Однако окончательное решение вопроса о передаче ребенка под опеку (попечительство) либо на иную форму семейного воспитания в установленном порядке в указанные сроки не всегда возможно в связи с необходимостью сбора и оформления документов и прохождения подготовки. Таким образом, предлагаемая законопроектом норма направлена на защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и позволит избежать дополнительного стресса, связанного с передачей ребенка из семьи в соответствующую организацию;
2.8. исключить из отчета опекуна или попечителя требования о предоставлении документов, подтверждающих произведенные за счет средств подопечного расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
В настоящее время наибольшие затруднения у опекунов и попечителей вызывает необходимость ведения ежедневного учета и фиксирования расходов на каждодневные мелкие бытовые нужды. Предлагаемая редакция части 2 статьи 25 Федерального закона N 48-ФЗ позволяет органам опеки и попечительства отслеживать ситуацию, связанную с управлением денежными средствами и имуществом подопечных, однако существенно упрощает действующую систему отчетности.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить обязанность опекуна (попечителя) прикладывать к отчету копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов. Это в свою очередь освободит указанных лиц от бумажной волокиты и позволит уделять больше времени воспитанию ребенка, заботе о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии или обеспечивать полноценный уход за недееспособными совершеннолетними гражданами.
2.9. увеличение единовременного пособия при передаче ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семьи лет, а также детей. являющихся братьями и сестрами на воспитание в семью. В настоящее время согласно статье 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 8 000 рубелей (с 01.01.2013 года с учетом индексации размер единовременного пособия составляет 13087,61 рублей).
Законопроектом предлагается установить единовременное пособие в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами, в размере 100 000 рублей на каждого ребенка. При этом в части 2 статьи 5 проекта федерального закона указывается на то, что положение о выплате единовременного пособия в размере 100 000 рублей распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно статистическим сведениям по форме федерального статистического наблюдения N 103-РИК за 2011 год гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, было усыновлено 7 434 ребенка, из них: 38 детей-инвалидов (0,5% от общего числа усыновленных детей); 466 детей старше 7 лет (6,2% от общего числа усыновленных детей). В 2010 году российскими гражданами было усыновлено 7 797 детей, из них: 40 детей-инвалидов (0,5% от общего числа усыновленных детей); 500 детей старше 7 лет (6,4% от общего числа усыновленных детей).
Предлагаемая законопроектом норма направлена на стимулирование усыновления отдельных категорий детей (детей-инвалидов, детей в возрасте старше семьи лет, детей являющихся братьями и сестрами). Реализация указанного положения на практике позволит обеспечить частичное покрытие расходов усыновителей на первоочередные нужды, связанные с содержанием ребенка.
2.10. предусмотреть вступление федерального закона в силу со дня его официального опубликования. Указанное предложение обусловлено неотложным характером мер направленных на создание условий для увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан, содержащихся в проекте федерального закона.
3. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отмечает актуальность и своевременность норм, содержащихся в проекте федерального закона. Представляется, что предлагаемые меры позволят обеспечить стимулирование устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи российских граждан.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что предусмотренных настоящим проектом федерального закона мер недостаточно для полной и последовательной реализации положений Указа Президента Российской Федерации N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Полагаем, что в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в проекте федерального закона должен быть предусмотрен более широкий спектр мер, направленных на создание благоприятных условий для усыновления, установления опеки (попечительства), устройства детей в приемные семьи.
Указанное замечание не умаляет значимости законопроекта. Законопроект может быть доработан при его подготовке ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять проект федерального закона N 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.