Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 232119-6 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В статье 52 проекта федерального закона используется понятие "выборные муниципальные должности". Обращаем внимание на то, что указанное понятие не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Полагаем, что в данном случае в законопроекте речь идет о депутатах, членах выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лицах местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ являются лицами, замещающими муниципальную должность.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 52 законопроекта под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации в том числе лицами, находящимися на муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций. В этой связи следует учитывать, что руководителем местной администрацией может быть либо глава муниципального образования, либо лицо, замещающее должность главы местной администрации по контракту. В первом случае глава местной администрации является выборным должностным лицом местного самоуправления и поэтому он входит в предусмотренное указанным пунктом 5 понятие лиц, замещающих выборные муниципальные должности, во втором случае глава местной администрации является муниципальным служащим, о которых также уже говорится в указанном пункте. Аналогичное замечание относится к положениям части 3 статьи 54, пункта 2 части 7 статьи 61 законопроекта.
Пунктом 7 части 4 статьи 52 законопроекта под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами. При этом необходимо исходить из того, что федеральное законодательство как муниципальный орган рассматривает только избирательную комиссию муниципального образования.
В положениях статьи 57 законопроекта используется формулировка "организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий". В связи с этим отмечаем, что выпуск средства массовой информации осуществляется его редакцией, при этом в качестве редакции может выступать не только организация, но и гражданин или объединение граждан (статья 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1). Требует корректировки и используемая в данной статье формулировка "электронные сетевые издания", поскольку из самого определения "сетевого издания" следует, что оно является электронным (статья 2 Закона N 2124-1).
В частях 2 и 3 статьи 60 проекта предусматривается государственная и муниципальная поддержка в форме субвенций, предоставляемых соответственно из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на функционирование организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий. В этой связи обращаем внимание, что Бюджетный кодекс Российской Федерации относит субвенции к формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из одного бюджета бюджетной системы в другой бюджет бюджетной системы для финансирования передаваемых полномочий, и не предусматривает их предоставление организациям (см., например, пункт 4 статьи 21, подпункты 1 и 3 статьи 84, подпункты 1 и 3 статьи 85, статья 129, статья 133 и другие Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункты 1 и 3 статьи 84, подпункты 1 и 3 статьи 85" следует читать "пункты 1 и 3 статьи 84, пункты 1 и 3 статьи 85"
В положении части 2 статьи 60 законопроекта полагаем необходимым уточнить, что понимается под "учредителями (соучредителями) редакций организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий", учитывая, что обязанность по государственной регистрации редакции средства массовой информации в качестве юридического лица не предусмотрена (статьи 2 и 19 Закона Законом N 2124-1). При этом данное положение проекта следует соотнести с положением пункта 4 части 9 статьи 60 законопроекта, в котором упоминаются только учредители редакций периодических печатных изданий. Также отмечаем, что уставный (складочный) капитал может быть у учредителя или зарегистрированной в качестве юридического лица редакции периодического печатного издания, но не у самого периодического печатного издания.
Из части 3 статьи 60 законопроекта следует, что органы местного самоуправления могут являться учредителями (соучредителями) организаций телерадиовещания. Однако в соответствии со статьей 7 Закона N 2124-1 орган местного самоуправления может являться учредителем (соучредителем) только печатного средства массовой информации.
Положения пунктов 1 и 2 части 5, пункта 1 части 9 статьи 60 проекта, в которых в качестве средств массовой информации, выпускаемых организациями телерадиовещания, указаны телепрограммы, радиопрограммы, следует согласовать с положением пункта 8 части 9 указанной статьи, где в данном качестве указаны телеканал, радиоканал. При этом следует иметь в виду, что организациями телерадиовещания могут выпускаться все указанные выше виды средств массовой информации (статья 2 Закона N 2124-1). Положения пунктов 1 и 2 части 5, пункта 1 части 9 статьи 60 законопроекта, кроме того, нуждаются в соотнесении с положением части 2 статьи 58 законопроекта, в котором говорится об обязанности государственных организаций телерадиовещания предоставлять избирательным комиссиям определенное эфирное время "на каждом из своих каналов" (при этом телепрограммы и радиопрограммы не упоминаются). Применительно к положению пункта 8 части 9 статьи 60 законопроекта также отмечаем, что понятие "специализированный" применяется к средству массовой информации, а не к организации телерадиовещания (Закон N 2124-1).
Частью 10 статьи 60 законопроекта предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) указанного решения, оказывалась государственная или муниципальная поддержка, а также сведения о виде и объеме такой поддержки. При этом законопроект не содержит положений, определяющих основания предоставления указанных сведений.
Частью 25 статьи 64, частью 15 статьи 65, частью 2 статьи 72 законопроекта устанавливается срок осуществления безналичного платежа. Обращаем внимание, что глава XII Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", регулирующая организацию безналичных расчетов и содержащая аналогичное законопроекту положение, в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" признана утратившей силу. При этом частью 5 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ установлен иной срок перевода денежных средств, который составляет не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. В связи с этим полагаем необходимым указанные проектируемые нормы согласовать с частью 5 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ и между собой.
Полагаем также, что в части 2 статьи 69 законопроекта вместо понятия "бюджетная роспись о распределении расходов федерального бюджета" (бюджетная роспись составляется, ведется и утверждается главным распорядителем финансовых средств) следует использовать понятие "сводная бюджетная роспись федерального бюджета" (сводная бюджетная роспись составляется, ведется и утверждается Министерством финансов Российской Федерации).
В части 1 статьи 72 законопроекта содержатся требования к сведениям, содержащимся в платежном поручении. Учитывая предмет регулирования рассматриваемого законопроекта, а также положения пункта 1 статьи 864 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым содержание платежного поручения должно соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, полагаем, что установление требований к содержанию платежного поручения не относится к предмету регулирования рассматриваемого законопроекта. Кроме того, в части 1 статьи 72 законопроекта используются понятия "платежный документ" и "платежное поручение". Данные положения следует, на наш взгляд, согласовать.
Кроме того, по нашему мнению, принятие федерального закона потребует внесение изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в части дополнения форм деятельности депутата Государственной Думы, возможности создания помимо фракций иных депутатских объединений, а также в части регулирования взаимоотношений депутата Государственной Думы с избирателями.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.