Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 261180-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части требований к содержанию образования и федеральным государственным образовательным стандартам"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на конкретизацию требований к содержанию образования, без чего невозможно обеспечить право граждан Российской Федерации на эффективное качественное образование. Кроме прочего, он устраняет следующие противоречия и неясности, имеющиеся в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно части первой статьи 11 указанного Федерального закона, федеральные государственные образовательные стандарты (далее - стандарты) должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и государственные гарантии уровня и качества образования. Однако не ясно, каким образом могут решаться данные задачи, если стандарт не будет устанавливать базисный учебный план, содержащий перечень обязательных предметов, курсов и дисциплин и рамки их трудоемкости (объема). При такой ситуации, переезжая из одного субъекта Российской Федерации в другой, из одного города в другой и даже просто переходя из одной школы в другую в рамках одного населенного пункта, обучающийся будет сталкиваться с проблемами рассогласованности учебных планов основных образовательных программ, реализуемых в разных образовательных организациях. Та же проблема рассогласованности будет возникать и по содержанию образовательных программ.
Для решения данной проблемы законопроект предусматривает, что, помимо прочего, стандарты включают в себя:
1) базисный учебный план, который определяет предельный объем основной образовательной программы, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, перечень обязательных учебных предметов, курсов, дисциплин и их предельную трудоемкость (объем);
2) базовое содержание основных образовательных программ по обязательным предметам, курсам и дисциплинам.
Кроме того, без определения базового содержания основной образовательной программы невозможно установить конкретные требования к результатам освоения данной программы - знаниям и умениям обучающегося, а следовательно отсутствует конкретная нормативная база, которой бы можно было руководствоваться для объективной оценки результатов освоения программы в ходе государственной итоговой аттестации.
Размытость определения в законе такого компонента стандарта как требования к результатам освоения образовательных программ привело к тому, что при разработке и утверждении стандартов общего образования вместо установления конкретных требований к степени освоения программ обучающимися в стандартах были прописаны лишь требования к описанию результатов освоения образовательных программ. В такой ситуации стандарт никаким образом не может служить основой объективной оценки подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня. Отсутствует и объективная основа разработки контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации.
Для решения этой проблемы законопроект предусматривает, что "федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты являются основой государственной аккредитации образовательной деятельности и государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня (за исключением программ дошкольного образования и начального общего образования) и направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения". И соответственно устанавливает, что стандарт включает в себя "результаты освоения основных образовательных программ, достижение которых необходимо для успешного прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации".
Общее образование и соответствующие стандарты затрагивают интересы практически всех граждан России. В связи с первостепенной важностью стандартов общего образования авторы законопроекта предлагают, чтобы федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования утверждались федеральным законом, а к их разработке в обязательном порядке привлекались Российская академия наук, Российская академия образования, общероссийские профессиональные союзы работников образования, иные общероссийские общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
По этой же причине законопроект предусматривает установление в статье 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" перечня обязательных предметов, входящих в основные образовательные программы общего образования. Установление такого перечня призвано обеспечить государственные гарантии получения общедоступного и бесплатного общего образования надлежащего качества.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования"
Принятие настоящего федерального закона потребует расходов из федерального бюджета, поскольку изменяет финансовые обязательства Российской Федерации следующим образом.
Согласно статистическим данным, на 1 сентября 2012 года в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в высших учебных заведениях обучалось 172 студента на 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
В то же время число граждан от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации, составило 30 млн. 682 тысячи 975. В качестве исходного материала взяты данные Росстата о численности населения по возрастам на 1 января 2010 года. Для расчета бралась возрастная когорта от 15 до 28 лет.
При применении норматива 800 студентов на каждые 10 тысяч человек этой возрастной когорты получается, что число студентов обучающихся по аккредитованным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета составляет:
30 682 975/10 000 х 800 = 2 219 305,
что соответствует нормативу 172 студента на 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части требований к содержанию образования и федеральным государственным образовательным стандартам"
Приятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части требований к содержанию образования и федеральным государственным образовательным стандартам" потребует принятия федеральных законов об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.