Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 105353-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части уточнения предмета правового регулирования закона)
- внесен депутатами Государственной Думы Ю.А. Липатовым, Р.Ш. Хайровым, М.Л. Шаккумом, членом Совета Федерации В.Е. Межевичем
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 105353-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части уточнения предмета правового регулирования закона) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Ю.А. Липатовым, Р.Ш. Хайровым, М.Л. Шаккумом, членом Совета Федерации В.Е. Межевичем, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в части исключения из перечня отношений, подпадающих под правовое регулирование Закона N 223-ФЗ, отношения, связанные с заключением и исполнением в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязательных для участников оптового рынка электрической энергии и мощности договоров.
В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают на то, что особенности оптового рынка электрической энергии и мощности делают невозможным выполнение требований, установленных Законом N 223-ФЗ при закупке товаров и услуг на оптовом рынке электрической энергии и мощности. При этом авторами отмечается, что вопросы проведения конкурентных процедур при торговле электрической энергией и мощностью в достаточной мере урегулированы в законодательстве об электроэнергетике.
По мнению Комитета, рассматриваемый проект федерального закона содержит объективно необходимые изменения действующей редакции Закона N 223-ФЗ, учитывающие особенности торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
В настоящее время отношения, связанные с закупками электрической энергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии и услуг сетевых компаний по технологическому присоединению к электрическим сетям, передачи электрической энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, относятся к предмету правового регулирования Закона N 223-ФЗ. В то же время они одновременно являются предметом регулирования Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с порядком, определенным частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, субъекты оптового рынка электроэнергии - заказчики обязаны разрабатывать положение о закупке, регламентирующее закупочную деятельность и содержащее требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Также на субъектов оптового рынка электрической энергии распространяется обязанность по размещению на официальном сайте плана закупки товаров, работ и услуг на срок не менее чем на один год (данное требование установлено ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В состав указанной информации входит извещение о закупке, документация о закупке, проект договора как часть извещения о закупке и другая информация, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
При этом необходимо отметить, что правовое регулирование отношений на оптовом рынке электроэнергии, в частности, порядка заключения и исполнения договоров между субъектами оптового рынка, определения основных условий деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условий продажи электрической энергии и мощности и ряда других отношений осуществляется посредством специального законодательства об электроэнергетике.
К основным нормативным правовым актам в указанной сфере относятся Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Данными правовыми актами установлена система централизованной торговли с участием крупных поставщиков и потребителей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами определено, что купля-продажа электрической энергии осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), а также по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию способами, установленными Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности. В свою очередь, купля-продажа мощности осуществляется по регулируемым договорам, по результатам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, по договорам о предоставлении мощности и с использованием других способов, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с порядком, установленным пунктами 73-99 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей осуществляется за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток.
В случае отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставки электроэнергии (фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика) предусмотрен порядок купли-продажи электрической энергии на балансирующем рынке электроэнергии (п.62-71 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности), предусматривающий торговлю в объеме, составляющем разницу между плановыми фактическим объемами проданной или купленной электрической энергии. При этом такие отклонения могут не зависеть от воли субъекта оптового рынка - возникать по внешней инициативе и не могут быть заранее известны субъекту оптового рынка.
В соответствии с пунктами 116, 119 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности при осуществлении торговли мощностью на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, по договорам о предоставлении мощности объем покупки мощности определяется организацией коммерческой инфраструктуры.
На основании изложенного, очевидно, что вышеуказанная система организации купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке не позволяют заказчику - участнику оптового рынка электрической энергии заранее формировать план закупки в соответствии со сроками, установленными статьей 4 Закона N 223-ФЗ - не менее чем на один год и постоянно менять его в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Также, на основании вышеуказанных особенностей конкурентного отбора ценовых заявок на рынке оптовой торговли электроэнергии не представляется возможным указывать в извещении о закупках сведения о предмете договора - количестве поставляемого товара, а также извещать об изменении условий договора поставки в срок не более 10 дней (требования ч. 5-9 ст. 4 Закона N 223).
Таким образом, механизм конкурентного отбора заявок и заключения соответствующих договоров на поставку электрической энергии и мощности, предусмотренный законодательством об электроэнергетике, не позволяет при осуществлении закупок электрической энергии и мощности соблюсти порядок, определенный правовыми положениями о закупках в Законе N 223-ФЗ.
Также следует отметить, что законодательством об электроэнергетике установлена комплексная система регулирования оптового рынка электроэнергетики, в том числе система антимонопольного регулирования и контроля оптового рынка электроэнергии.
В соответствии со статьей 25 Закона N 35-ФЗ на оптовом рынке электроэнергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:
- соглашений, имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность);
- необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;
- необоснованного отказа от заключения договора оказания услуг естественно-монопольного характера при наличии технической возможности;
- создания дискриминационных или благоприятных условий для деятельности отдельных субъектов оптового рынка;
- возможности манипулировать ценами на оптовом рынке, в том числе с использованием своего доминирующего положения.
Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются цены, уровень экономической концентрации на оптовом рынке, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков, действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках.
По мнению Комитета, функционирование данной системы антимонопольного регулирования и контроля направлено на развитие добросовестной конкуренции в сфере электроэнергетики, прозрачность конкурсных процедур, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, что в достаточной мере отвечает целям регулирования Закона N 223-ФЗ.
В этой связи дополнительное правовое регулирование отношений, складывающихся между субъектами оптового рынка электроэнергии при заключении и исполнении соответствующих договоров, Законом N 223-ФЗ представляется избыточным.
В части замечаний к проекту федерального закона Комитет отмечает, что требует дополнительных пояснений перечень "обязательных для участников оптового рынка электроэнергии и мощности" договоров, на заключение и исполнение которых предлагается не распространять положения Закона N 223-ФЗ.
В пояснительной записке к законопроекту указаны обоснования необходимости выведения из-под действия Закона N 223-ФЗ отношений, связанных с заключением и исполнением договоров купли-продажи электроэнергии на сутки, договоров, заключаемых на балансирующем рынке торговли электрической энергии, договоров, заключаемых при осуществлении торговли мощностью на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора мощности, договоров купли-продажи мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, договоров о предоставлении мощности.
Одновременно следует отметить, в Законе N 35-ФЗ и Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности помимо договоров купли-продажи электроэнергии и мощности фигурируют договоры, опосредующие данные отношения, в том числе: договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, договор оказания услуг по передаче электрической энергии, соглашение о взаимодействии системного оператора и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, соглашение о взаимодействии системного оператора и администратора торговой системы, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и др.
При этом следует отметить, что вышеперечисленные договоры относятся к обязательным для заключения субъектами оптового рынка электроэнергии. Так, в соответствии с положениями статьи 16 Закона об энергетике и пунктом 26 Правил к числу обязательных для заключения договоров отнесены договоры на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, заключаемые между системным оператором и субъектами электроэнергетики/потребителями электрической энергии.
Таким образом, учитывая отсутствие в терминологии Закона об электроэнергетике и Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности четкого закрепления понятия "обязательный договор", представляется целесообразным уточнить виды договоров, предусматриваемых проектируемой нормой части 8 статьи 1 Закона N 223.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 8 статьи 1" следует читать "пункта 8 части 4 статьи 1"
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 105353-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части уточнения предмета правового регулирования закона) и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.