Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 145439-6 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(о признании утратившей силу нормы о зачислении денежных взысканий (штрафов) по нормативу 100% за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в бюджеты субъектов Российской Федерации),
внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 145439-6 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия, и отмечает следующее.
Законопроектом в целях расширения доходной базы местных бюджетов предлагается признать утратившим силу подпункт 6.2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающий, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. При этом данный подпункт был включен в положения Бюджетного кодекса Российской Федерации нормами Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". До внесения указанных изменений согласно общему правилу (подпункт 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации) данные средства полностью зачислялись в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении соответствующего денежного взыскания (штрафа). Минфином России необходимость зачисления данных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации обосновывается существенной неравномерностью их уплаты на территориях разных муниципальных районов и городских округов. В частности, по оценкам Минфина России значительные средства поступали ранее в бюджеты тех муниципальных районов и городских округов, в которых находились органы или должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В то же время следует отметить, что внесение указанных изменений привело к уменьшению доходной базы бюджетов муниципальных районов и городских округов и этим местным бюджетам не было предоставлено соответствующего возмещения их выпадающих доходов в качестве иных источников доходов.
Необходимо также учитывать, что согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14), а к вопросам местного значения муниципальных районов - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 15). В связи с этим суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могли бы служить одним из источников для формирования муниципальных дорожных фондов.
Данные о размерах выпадающих доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов по Республике Карелия, в связи с зачислением указанных сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджеты субъектов Российской Федерации, представлены в пояснительной записке к законопроекту. Вместе с тем авторам законопроекта было бы целесообразно представить дополнительные данные об объемах зачисления до 1 января 2012 года указанных доходов в бюджеты муниципальных районов и городских округов разных субъектов Российской Федерации, в целях выявления уровня равномерности или неравномерности распределения указанных доходов по разным местным бюджетам субъектов Российской Федерации. С учетом указанных сведений было бы более обоснованным решать вопрос о непосредственном зачислении упомянутых сумм денежных взысканий (штрафов) в местные бюджеты или о предоставлении возможности субъектам Российской Федерации по своему усмотрению передавать указанные доходы местным бюджетам для формирования муниципальных дорожных фондов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных в настоящем заключении замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Бурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.