Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 20178-6 "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении льгот по налогу на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков),
внесенному Мурманской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 20178-6 "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) новым пунктом, согласно которому от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются негосударственные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в отношении имущества, используемого ими для осуществления указанной образовательной деятельности.
Согласно статье 14 Налогового кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам. На основании статьи 372 Налогового кодекса законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку налога на имущество организаций, а также налоговые льготы и основания их использования.
Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество дошкольным образовательным учреждениям.
В целях обеспечения безусловной реализации принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, Комитет исходит из необходимости полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета.
На основании статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) налоговые доходы от налога на имущество организаций подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Таким образом, реализация законопроекта повлечет сокращение доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако, вопрос финансовой обеспеченности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате введения предлагаемой нормы не исследован, в связи с чем, сделать однозначный вывод о последствиях введения данной меры не представляется возможным.
Также следует отметить, что предоставление льготы только негосударственным дошкольным образовательным учреждениям противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, закрепленных статьей 3 Налогового кодекса, в частности, ее пункту 2, не допускающему устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности.
Кроме того, статья 2 рассматриваемого законопроекта, предусматривающая вступление его в силу со дня официального опубликования, не соответствует положениям статьи 31 Бюджетного кодекса, согласно которым недопустимо введение в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 20178-6 "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.