Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 469463-5 "Об ограничении потребления табака",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, О.Г. Борзовой, С.В. Железняком и другими, членом Совета Федерации Л.Б. Нарусовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
В статье 2 законопроекта предлагаются основные понятия, используемые для целей будущего федерального закона.
Определение понятия "дистанционный способ продажи табачных изделий" (пункт 6 статьи 2) следует согласовать с положениями пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которыми такое понятие уже определено, причем иначе.
В пункте 8 статьи 2 законопроекта вводится понятие "услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий", которое в тексте законопроекта не используется.
В пункте 9 статьи 2 законопроекта торговые объекты специализированного назначения по торговле табачными изделиями определяются как торговые объекты, осуществляющие розничную продажу табачных изделий и сопутствующих товаров, что представляется некорректным, поскольку розничную продажу осуществляют не торговые объекты, а организации и индивидуальные предприниматели. Также обращаем внимание, что термин "торговые объекты специализированного назначения" требует согласования со статьей 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку в предложенном виде данный термин в федеральных законах не употребляется.
В соответствии со статьей 3 законопроекта законодательство Российской Федерации об ограничении потребления табачных изделий состоит, в том числе из нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Обращаем внимание, что нормативные правовые акты Российской Федерации не относятся к законодательству Российской Федерации, так как порядок их принятия иной. Также не относятся к законодательству Российской Федерации законы и иных нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
По тексту законопроекта употребляются понятия "потребление табачных изделий", "оборот табачных изделий", "потребительская упаковка (пачка)", "изготовление предметов", "упаковка", "табачная продукция", значение которых необходимо определить, а также употребление которых в тексте законопроекта требует унификации.
Положения статьи 4 законопроекта необходимо согласовать с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым не установлено лицензирование оборота табачных изделий. Кроме того, проект федерального закона N 414451-5 "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятый Государственной Думой в первом чтении 8 октября 2010 года, также не предусматривает лицензирование оборота табачных изделий.
В части 1 статьи 5 законопроекта не ясно, почему регулирование деятельности по розничной продаже табачных изделий ограничивается только городскими поселениями.
Приведенный в абзаце пятом части 6 статьи 5 законопроекта перечень объектов требует доработки с учетом положений части 6 указанной статьи, в которой объекты группируются исходя из родовых признаков. Так, кафе и интернет-кафе могут быть отнесены к организациям общественного питания, а танцевальные и развлекательные клубы - к организациям культуры.
Обращаем внимание, что по тексту законопроекта используются понятия "проведение культурно-массовых мероприятий", "проведение спортивно-зрелищных мероприятий", значение которых требует пояснения и соотнесения с пунктом 8 статьи 2 законопроекта. Кроме того, в пункте 1 части 2 статьи 7 законопроекта содержится указание на "места массового отдыха и большого скопления людей", в связи с чем, по нашему мнению, требует дополнительного пояснения, о каких именно местах идет речь в контексте указанной нормы.
В статьях 6 и 9 законопроект предусматривается привлечение юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, продавцов табачных изделий к административной ответственности за розничную продажу табачной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, а также за неисполнение обязанности по организации специально отведенных помещений для курения табака. Обращаем внимание, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в настоящее время ответственность за такие правонарушения не установлена. В этой связи, при условии принятия данного законопроекта полагаем необходимым внести соответствующие изменения в КоАП РФ. Замечания аналогичного характера касаются положений статьи 7 законопроекта, принятие которых потребует внесения соответствующих изменений в статью 11.17 КоАП РФ.
По нашему мнению, пункт 4 части 2 статьи 7 законопроекта необходимо дополнить указанием на государственные и муниципальные органы.
В части 3 статьи 7 законопроекта содержится запрет на курение табака "на рабочих местах производственного назначения". Поскольку в федеральных законах предложенный термин не употребляется, его значение требует дополнительного пояснения.
Нормы части 2 и 3 статьи 8 законопроекта, предусматривающие наличие помещений без указания их целевого назначения, требуют унификации с нормами части 1 данной статьи, где эти цели указаны.
В части 1 статьи 9 законопроекта полагаем необходимым уточнить порядок указания на нормативные правовые акты с учетом их юридической силы и иерархии.
В части 4 статьи 9 законопроекта предлагается функции по контролю и надзору за соблюдением правил организации специально отведенных помещений для курения табака возложить на конкретные федеральные органы исполнительной власти. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.
В части 5 статьи 10 законопроекта вместо слов "должны быть разработаны и приняты", по нашему мнению, следует использовать слова "разрабатываются и принимаются".
В связи с тем, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует термин "национальные программы", положения статьи 11 законопроекта необходимо соотнести со статьей 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы.
Обращаем внимание, что статья 14 законопроекта требует дополнения, поскольку в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" вносились изменения и другими федеральными законами.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.