Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 469463-5 "Об ограничении потребления табака",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, О.Г. Борзовой, С.В. Железняком и другими
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Определение понятия "дистанционный способ продажи табачных изделий" (пункт 6 статьи 2) следует согласовать с положениями пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которыми такое понятие уже определено, причем иначе.
В пункте 8 статьи 2 законопроекта вводится понятие "услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий", которое в тексте законопроекта не используется.
В пункте 9 статьи 2 законопроекта торговые объекты специализированного назначения по торговле табачными изделиями определяются как торговые объекты, осуществляющие розничную продажу табачных изделий и сопутствующих товаров, что представляется некорректным, поскольку розничную продажу осуществляют не торговые объекты, а организации и индивидуальные предприниматели. Также обращаем внимание, что термин "торговые объекты специализированного назначения" требует согласования со статьей 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку в предложенном виде данный термин в федеральных законах не употребляется.
В соответствии со статьей 3 законопроекта законодательство Российской Федерации об ограничении потребления табачных изделий состоит, в том числе из нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Обращаем внимание, что нормативные правовые акты Российской Федерации не относятся к законодательству Российской Федерации, так как порядок их принятия иной. Также не относятся к законодательству Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
По тексту законопроекта употребляются понятия "оборот табачных изделий" и "изготовление предметов", значение которых необходимо определить.
Положения статьи 4 законопроекта необходимо согласовать с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым не установлено лицензирование оборота табачных изделий.
В части 1 статьи 5 законопроекта не ясно, почему регулирование деятельности по розничной продаже табачных изделий ограничивается только городскими поселениями.
Приведенный в абзаце пятом части 6 статьи 5 законопроекта перечень объектов требует доработки с учетом иных положений части 6 указанной статьи, в которой объекты группируются исходя из родовых признаков. Так, кафе и интернет-кафе могут быть отнесены к организациям общественного питания, а танцевальные и развлекательные клубы - к организациям культуры.
Обращаем внимание, что по тексту законопроекта используются понятия "проведение культурно-массовых мероприятий", "проведение спортивно-зрелищных мероприятий", значение которых требует пояснения и соотнесения с пунктом 8 статьи 2 законопроекта. Кроме того, в пункте 1 части 2 статьи 7 законопроекта содержится указание на "места массового отдыха и большого скопления людей", в связи с чем, по нашему мнению, требует дополнительного пояснения, о каких именно местах идет речь в контексте указанной нормы.
В части 3 статьи 7 законопроекта содержится запрет на курение табака "на рабочих местах производственного назначения". Поскольку в федеральных законах предложенный термин не употребляется, его значение требует пояснения.
В части 1 статьи 9 законопроекта полагаем необходимым уточнить порядок указания на нормативные правовые акты с учетом их юридической силы и иерархии.
В части 4 статьи 9 законопроекта предлагается функции по контролю и надзору за соблюдением правил организации специально отведенных помещений для курения табака возложить на конкретные федеральные органы исполнительной власти. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.
В части 5 статьи 10 законопроекта вместо слов "должны быть разработаны и приняты", по нашему мнению, следует использовать слова "разрабатываются и принимаются".
В связи с тем, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует термин "национальные программы", положения статьи 11 законопроекта необходимо соотнести со статьей 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы.
В целом положения законопроекта требуют соотнесения с Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
К законопроекту имеются следующие замечания юридико-технического характера.
Законопроект требует доработки с учетом Рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
1. По структуре законопроекта:
части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия не допускается. Учитывая сказанное, необходимо скорректировать структуру части 6 статьи 5 законопроекта.
2. Статью 13 исключить из законопроекта, статьи 14 и 15 законопроекта считать статьями 13 и 14.
3. Требует корректировки и перечень на утрату силы законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.
4. В статье 14 законопроекта (старая статья 15):
часть первую обозначить цифрой "1." и считать частью 1, в части 2 и 3 перенести текст статьи 13, при этом уточнив даты вступления в силу указанных структурных единиц, а часть вторую обозначить цифрой "4." и считать частью 4.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.