Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам молодежи
по проекту федерального закона N 469463-5 "Об ограничении потребления табака", внесенному депутатами ГД Н.Ф. Герасименко, О.Г. Борзовой, С.В. Железняком, В.Ф. Звагельским, С.А. Марковым, Б.Л. Резником, В.Р. Мединским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам молодежи (соисполнитель) (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 469463-5 "Об ограничении потребления табака", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, О.Г. Борзовой, С.В. Железняком и другими.
Разработанная новая редакция федерального закона ужесточает нормы действующего законодательства, ограничивающие розничную продажу табачных изделий, закрепляется перечень мест, где полностью запрещено курение табака и где курение разрешено только в специально отведенных местах. Очень важным представляется запрет на курение в закрытых помещениях организаций общественного питания. Важной новацией является наделение продавцов табачных изделий правом требовать документ, удостоверяющий личность и содержащий сведения о возрасте, в случае возникновения сомнения о достижении 18-ти лет покупателем.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить следующее, с учетом принимаемых мер ограничения курения табачных изделий в других странах.
1. В пункте 2 части 2 статьи 7 проекта предусматривается ограничение курение табака в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию развлекательных услуг. Однако, в статье 2 не приводится понятие таких организаций.
2. В статье 5 проекта необходимо предусмотреть норму, предоставляющую право субъектам Российской Федерации самим устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи табачных изделий в стационарных, нестационарных торговых объектах специализированного назначения.
3. Комитет считает необходимым в части 6 статьи 5 проекта предусмотреть запрет розничной продажи табачных изделий на остановках или стоянках всех видов общественного транспорта, а также на расстоянии менее 100 метров от них.
Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии запрещено курить даже на улице.
4. Статья 6 проекта закона устанавливает запрет розничной продажи табачной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Считаем необходимым запретить любую продажу табачных изделий несовершеннолетним и слово "розничной" по тексту статьи 6 исключить. Также необходимо ввести запрет на привлечение лиц, не достигших 18 лет, к продаже, распространению и рекламированию табачных изделий; введение запрета на распространение бесплатных табачных изделий, обозначенных в Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р (далее - Концепция).
5. Комитет считает, что в статье 8, ограничивающей курение табака в закрытых помещениях организаций общественного питания, необходимо установить полный запрет на курение табака в любых помещениях организаций общественного питания через три года со дня вступления в силу рассматриваемого проекта закона.
Для примера, во Франции разрешается курить только дома; в Великобритании курение запрещено во всех кафе, ресторанах, клубах и в большинстве организаций.
6. Статьей 13 законопроекта устанавливается вступление в силу части 1 статьи 8 проекта о выделении изолированных залов для принятия пищи, в которых запрещается курение табака, и изолированных залов для принятия пищи, в которых разрешается курение табака, в том числе, табака для кальяна, с 1 января 2013 года. Комитет считает, что данная норма должна вступать в силу через год после вступления в силу данного проекта.
Вместе с тем, часть 2 статьи 7 и статья 9 проекта, предусматривающие организацию специально отведенных помещений для курения табака, как предполагается статьей 15 проекта, должны вступить в силу через 180 дней со дня его официального опубликования. Комитет считает, что указанные статьи должны вступать в силу через год после вступления в силу данного проекта федерального закона.
7. В части 1 статьи 10 перечень федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде потребления табачных изделий, необходимо дополнить такими органами, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.
8. В части 4 статьи 10 законопроекта информация, социальная реклама и другие информационные материалы о вреде курения должны быть также адресованы беременным женщинам. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, во время беременности более 40 процентов курящих женщин продолжают курить, что приводит к увеличению числа детей, родившихся больными, росту недоношенности и раннему прерыванию беременности.
9. Статья 12 проекта обязывает проводить профилактику потребления табачных изделий только медицинскими работниками организаций здравоохранения. Комитет считает, что в проекте должно быть предусмотрено проведение комплексной профилактической работы различными органами и службами, в том числе, педагогическими работниками системы образования, психологами психологических служб, специалистами социальных служб, комиссий по делам несовершеннолетних в отношении подростков, которые еще не начали курить табачные изделия, и в отношении лиц, которые уже приобщились к пагубной привычке.
Учитывая гибкую незрелую психику несовершеннолетних, легко поддающуюся внешнему влиянию, необходимо мотивировать, что курить - не модно, пропагандируя здоровый образ жизни, ставя в пример пользующихся авторитетом в молодежной среде героев, знаменитых спортсменов, актеров.
10. Комитет считает необходимым включить в рассматриваемый законопроект нормы, ограничивающие несовершеннолетних от вредного воздействия курения табака, такие как:
1) о запрете курения в местах общего пользования, в которых не ограничен доступ детей, с целью недопущения вдыхания детьми окружающего табачного дыма, что недопустимо вредно для ребенка;
2) о запрете нахождения несовершеннолетних в изолированных залах для принятия пищи, в которых разрешается курение табака, и в специально отведенных помещениях для курения табака для того, чтобы дети не были "пассивными" курильщиками;
3) о запрете курения в автомобилях в присутствии детей, так как в автомобиле закрытое пространство и концентрация табачного дыма в салоне увеличивается в несколько раз.
Комитет считает, что необходимо будет внести соответствующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающие ответственность за нарушение этих запретительных норм.
Более того, необходимо установить ответственность за вовлечение несовершеннолетнего к употреблению табачных изделий лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Особенно этот запрет должен иметь отношение к родителям, педагогам либо иным лицам, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, так как дети берут пример, в первую очередь, со своих родителей, педагогов, активно им подражая.
Например, в Италии запрещено дымить в присутствии детей и беременных; в некоторых штатах США активно применяется норма о запрете курения родителями в автомобилях в присутствии детей.
11. Комитет также считает необходимым запретить выкладывать табачные изделия на прилавки и витрины в местах осуществления денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт пунктов (объектов) продажи товара.
12. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективными мерами снижения количества потребления табака являются повышение стоимости на табачные изделия, увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра. В России по сравнению с жизненно необходимыми товарами, лекарственными средствами цены на табачные изделия неприлично дешевы. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу по повышению налога на табак до среднего уровня среди стран Европейского региона.
Комитет считает, что за принятием данного проекта закона должны последовать другие меры, ограничивающие потребление табака, предусмотренные в Концепции, а именно: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия, повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей; равномерное повышение налогов на все виды табачных изделий (курительных и бездымных); введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.
Кроме того, Комитет считает, что необходимо внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающие такие меры, изложенные в Концепции, как усиление ответственности за нарушение запрета продажи табачных изделий несовершеннолетними, усиление ответственности за нарушение правил торговли табачными изделиями, в том числе за продажу сигарет поштучно или в небольших упаковках, а также с использованием автоматов, усиление ответственности за розничную продажу табачных изделий через интернет-магазины, рассылку по почте и другими способами дистанционной торговли.
Также потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации о лицензировании, т.к. в статье 4 проекта предусмотрено лицензирование оборота табачных изделий.
Статьей 10 законопроекта предусмотрено регулирование норм, имеющих отношение к рекламе. В связи с этим, Комитет считает, что потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее рекламную деятельность.
Таким образом, Комитет считает, что ужесточение норм законодательства об ограничении потребления табака, несомненно, окажет влияние на снижение распространенности потребления табачных изделий среди населения Российской Федерации, будет способствовать недопущению его потребления детьми, подростками и беременными женщинами, что приведет к снижению заболеваемости и увеличению средней продолжительности жизни.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по делам молодежи рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 469463-5 "Об ограничении потребления табака" исключительно при условии внесения в него замечаний и предложений, отмеченных Комитетом, ко II чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Тараканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.