Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 115313-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды",
внесенный Волгоградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 115313-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды", внесенный Волгоградской областной Думой, и отмечает следующее.
Представленный законопроект направлен на исключение возможности возложения на собственников помещений в многоквартирном доме, оплачивающих коммунальные услуги по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам, бремени оплаты объема коммунальных ресурсов, потребленных для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, а также объема коммунальных ресурсов, не исчисленного в полном объеме для других собственников, сложившийся, в том числе в связи с превышением фактического объема потребления коммунальных ресурсов отдельными собственниками, не имеющими индивидуальных приборов учета, нормативным объемам или в связи с хищением коммунальных ресурсов.
Законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) требованием об использовании данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета потребленных энергетических ресурсов, только после проведения ресурсоснабжающими организациями обязательных мероприятий по выявлению случаев несанкционированного подключения к сетям инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем за невыполнение указанной обязанности статьей 3 законопроекта предлагается ввести административную ответственность. Однако указанное положение законопроекта, обязывая ресурсоснабжающие организации проводить мероприятия по выявлению случаев несанкционированного подключения к сетям инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, не определяет понятие "обязательные мероприятия" и перечень таких мероприятий, а также государственный орган, уполномоченный определять порядок проведения таких мероприятий.
Полагаем, что целесообразность возложения на ресурсоснабжающие организации контрольных полномочий по выявлению случаев несанкционированного подключения к сетям инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, которые им не принадлежат и являются общедомовым имуществом, требует дополнительного обсуждения.
Следует также учитывать, что контрольные полномочия в данной сфере возложены федеральными законами на уполномоченные органы государственной власти. В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАп) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАп, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. Так, в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), уполномоченных рассматривать указанные дела об административных правонарушениях в соответствии с п. 1, ч. 2, статьи 28.3 КоАП. В отношении самовольного подключения к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольного (безучетного) использования электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепрода, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов государственного энергетического надзора (п. 38, ч. 2, статьи 28.3 КоАП).
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается закрепить требование о допустимости осуществления расчетов за энергетические ресурсы на основании сведений о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, только при условии оснащения всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов и ввода указанных индивидуальных приборов учета в эксплуатацию.
Указанное положение законопроекта не согласуется с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается как по показаниям приборов учета, так и исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ ресурсоснажбающие организации до 1.07.2013 года обязаны в принудительном порядке оборудовать многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых ресурсов, за исключением оснащения многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, которые при наличии технической возможности должны установить индивидуальные приборы учета используемой тепловой энергии.
Вместе с тем, исходя из вышеназванного положения законопроекта индивидуальные приборы учета энергетических ресурсов должны устанавливаться во всех помещениях многоквартирного дома, в том числе на межквартирных лестничных площадках, технических этажах, чердаках, в подвалах и коридорах, что также требует дополнительного обсуждения целесообразности введения указанного положения.
Полагаем, что требование, закрепленное пунктом 2 статьи 1 законопроекта, нарушает права собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые установили индивидуальные приборы учета энергетических ресурсов, ввели их в эксплуатацию и имеют право на оплату коммунальных услуг с учетом показаний коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 115313-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды" в предложенной редакции.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.