Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262228-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания системы реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, и противодействия обороту одурманивающих веществ"
Досье на проект федерального закона
Динамика распространения наркомании и наркопреступности по-прежнему носит положительный характер. На наркологическом учете состоит 621 тысяча граждан Российской Федерации. По экспертным оценкам число наркопотребителей может превышать 4 млн. человек. Распространение наркомании в Российской Федерации принимает эпидемический характер, непосредственно угрожающий безопасности государства и здоровью нации.
Одними из направлений деятельности по снижению наркотизации населения являются лечение, социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускавших немедицинское употребление наркотиков.
В мировой практике борьбы со спросом на наркотики различают лечение наркоманов и их социальную реабилитацию как два необходимых этапа сокращения спроса на наркотики. В основополагающем документе ООН "Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики", принятом резолюцией S-20/3 Генеральное Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 года отмечается, что программы сокращения спроса должны охватывать все сферы профилактической деятельности, от предотвращения начального потребления наркотиков до уменьшения негативных последствий для здоровья и социальных последствий злоупотребления наркотиками. В 2010 году в Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, которой устанавливается, что система мер по сокращению спроса на наркотики, направленная на оздоровление населения РФ путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, должна строиться на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера.
В уголовном законодательстве Российской Федерации уже достаточно долго существует способ побуждения к лечению лиц, больных наркоманией - условное осуждение с возложением обязанности пройти курс лечения от наркомании. За 2010 и первое полугодие 2011 года судами Российской Федерации условно осуждены с возложением обязанности пройти курс лечения от наркомании свыше 3 000 человек. Решение об отмене условного осуждения в связи с неисполнением осужденным возложенной обязанности вынесено только в отношении 140 лиц, что составляет 4 процента от всех условно осужденных, на которых подобная обязанность возлагалась.
Учитывая данный положительный опыт законодателем был предпринят ряд мер, направленных на дальнейшее развитие института побуждения к лечению, а также введено понятие медико-социальной реабилитации. (См. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Однако, при анализе правоприменительной практики выявлен ряд проблем, которые мешают судам в полной мере применять указанные формы побуждения к лечению и реабилитации.
Во-первых, это понятие "больного наркоманией". Действующее законодательство предполагает установку данного диагноза только путем направления на медицинское освидетельствование.
Во-вторых, это содержание и объем понятия "курс лечения от наркомании", используемого в статьях 73 и 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В законе не содержатся критерии для определения его длительности, какой должна быть процедура его продления или прекращения. То же самое относится и к понятию "медико-социальная реабилитация".
В-третьих, для применения статей 73 и 82.1 УК РФ, а также примечания к статье 6.9 КоАП РФ необходимо установить является ли лицо больным наркоманией. К сожалению, на этапе предварительного следствия и в процессе производства по делу об административном правонарушении решается только вопрос о том, стоит или не стоит лицо на учете у нарколога. Как показало обобщение судебной практики, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, как правило, совершают наркозависимые лица, не состоящие на учете у нарколога.
В-четвертых, это порядок установления ремиссии, что необходимо для применения статьи 82.1 УК РФ.
Для решения указанных проблем проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания системы реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, и противодействия обороту одурманивающих веществ" (далее - законопроект) предлагается:
1) установить, что больной наркоманией определяется не только путем медицинского освидетельствования, но и в процессе медицинского осмотра;
2) установить возможность информационного обмена между организацией здравоохранения (или социально-ориентиерованной некоммерческой организацией) и органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, который бы позволил передавать сведения необходимые для решения вопросов продления или прекращения курса лечения или медико-социальной реабилитации в порядке, предусмотренном статьями 178.1, 188 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
3) установить порядок подтверждения ремиссии.
Законопроектом также предлагается создание механизма поддержки организаций, осуществляющих медико-социальную реабилитацию наркозависимых лиц.
По данным ФСКН России, в стране действует 138 наркологических диспансеров, а в 1856 медучреждениях имеются наркологические отделения или кабинеты (в том числе 277 для несовершеннолетних), 14 крупных наркологических стационаров, десятки амбулаторных отделений в неспециализированных медицинских учреждениях, а также около 300 психиатрических и психоневрологических больниц. Указанные медицинские организации осуществляют лишь детоксикацию и лечение психопаталогических расстройств. В результате, после лечения на реабилитацию направляется не более 5 процентов больных, а эффективность такого лечения без последующей реабилитации и ресоциализации не превышает 3-5 процентов годовых ремиссий.
Основную нагрузку в деле реабилитации и ресоциализации в России несут нескольких сотен негосударственных центров. Однако качество услуг, предоставляемых негосударственными организациями, практически не контролируется, многие из них работают бессистемно, другие не обеспечивают необходимого качества и безопасности предоставляемых услуг, есть факты нарушения прав человека, эксплуатации наркозависимых, участия в организации реабилитации религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект, иностранных религиозных организаций и миссионеров.
В связи с этим законопроектом предлагается:
1) отнести общественные негосударственные организации, осуществляющие реабилитацию наркозависимых лиц к социально-ориентированным некоммерческим организациям в случае, если они оказывают свои услуги по стандартам, утвержденным Минздравом России и в случае аккредитации их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это позволит распространить на них существующие меры экономической поддержки;
2) установить в качестве оснований для освобождения от административной ответственности по статье 6.9 КоАП РФ обращение в указанную социально-ориентированную некоммерческую организацию;
3) исключить возможность назначения штрафа по статье 6.9 КоАП РФ, чтобы стимулировать лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, активнее пользоваться основаниями для освобождения от административной ответственности.
Также хотелось бы отметить, что в последнее время широкое распространение получил так называемый "веселящий газ" (закись азота). Указанное вещество рекламируется производителями и продавцами как безвредная замена наркотиков и свободно реализуется в ночных клубах и в информационной сети "Интернет". Однако, при немедицинском употреблении интенсивное его вдыхание вызывает наркотический эффект. Попадая в легкие человека, закись азота вытесняет имеющийся в них воздух, вызывая кислородное голодание мозга. При долгосрочном применении данного вещества происходит нарушение мыслительных процессов, ухудшение слуха и осязания, постепенная атрофия мозга.
Следует подчеркнуть, что закись азота в свое время (по состоянию на 1 июня 2006 г.) была включена в список одурманивающих веществ, утвержденный Постоянным комитетом по контролю наркотиков (далее - ПККН). Однако ПККН по своей организационно-правовой форме являлся некоммерческой организацией, подведомственной Минздраву России, и, соответственно, его решения не являлись нормативными правовыми актами. В настоящее время ПККН ликвидирован как юридическое лицо.
В целях ограничения свободного распространения "веселящего газа" и других одурманивающих веществ, законопроектом предлагается наделить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти полномочием по определению перечня одурманивающих веществ. Это позволит распространить на потребителей и на лиц, сбывающих одурманивающие вещества, действие ст. 151 УК РФ ("Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий"), ст. 6.10 КоАП РФ ("Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ"), ст. 20.20 КоАП РФ ("Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах"), ст. 20.22 КоАП РФ ("Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах").
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания системы реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, и противодействия обороту одурманивающих веществ"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания системы реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, и противодействия обороту одурманивающих веществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания системы реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, и противодействия обороту одурманивающих веществ" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.