Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 198013-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Ивановской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект закона направлен на установление административной ответственности граждан и должностных лиц за нарушение правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах, а также за те же нарушения, повлекшие причинение ущерба здоровью или имуществу граждан.
В этих целях законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 6.3.1 "Нарушение правил содержания собак и кошек".
Одновременно законопроектом предлагается внести в часть 1 и пункт 9 части 2 статьи 23.3 "Органы внутренних дел (полиция)" Кодекса соответствующие поправки, направленные на обеспечение механизма реализации новых норм.
Комитет отмечает, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР N 449 от 23 сентября 1980 года совместно с Роспотребсоюзом были разработаны Правила содержания собак и кошек в городах и населенных пунктах РСФСР, которые в 1981 году были утверждены Минсельхозом РСФСР, Минжилкомхозом РСФСР, Минздравом РСФСР, Минюстом РСФСР. При этом, названный нормативный правовой акт до настоящего времени является действующим.
Согласно статье 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Однако, региональный законодатель не вправе устанавливать административную ответственность за нарушения в области правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также иными подзаконными актами, например: Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации, СанПиН 3..2.1333-03", санитарными правилами СП 3.1.7.2835-11 "Профилактика лептоспирозной инфекции у людей".
Кроме того, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 81-АПГ12-1 указано: "_региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных и птиц (статья 18 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года N 89-ОЗ), таким образом вторгся в компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, ибо квалификация данного правонарушения не исключается по статьей 6.3 Кодекса, на что указывают объект и объективная сторона правонарушения". Аналогичная позиция содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 46-АПГ12-14.
Таким образом, учитывая актуальность проблемы, связанной с нарушениями установленных правил содержания собак и кошек, а также с отсутствием данной ответственности в Кодексе, необходимо урегулировать эти правоотношения на уровне федерального закона.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "1" апреля 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.