Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 12794-6 "О внесении изменений в статьи 21 и 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(об основаниях досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии)
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Е.Б. Мизулиной, О.Л. Михеевым.
Авторы законопроекта предлагают внесение изменений в статьи 21 и 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части установления оснований досрочного освобождения от занимаемых должностей председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии.
В качестве одного из оснований освобождения председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии предусматривается утрата доверия избирателей. При этом следует учитывать, что пункт 18 статьи 2 Федерального закона дает понятие избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону избирательные комиссии не являются ни органами государственной власти, ни органами местного самоуправления и в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 12 статьи 20).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом (пункт 1 статьи 21); избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - государственным органом субъекта Российской Федерации; избирательная комиссия муниципального образования - муниципальным органом.
Кроме того, избирательные комиссии не избираются гражданами Российской Федерации, их формирование осуществляется в установленном Федеральным законом порядке.
Так, согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.
Основания досрочного прекращения полномочий членов избирательных комиссий в достаточном объеме урегулированы пунктом 6 статьи 28 Федерального закона.
Кроме того, процедура досрочного прекращения полномочий вышеуказанных должностных лиц закреплена в статье 17 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 года N 7/46-II "О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", согласно которой председатель комиссии, заместители председателя комиссии, секретарь комиссии могут быть досрочно освобождены от замещаемых должностей на основании решений комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов комиссии тайным голосованием. Решения об освобождении от должностей председателя комиссии, заместителей председателя комиссии, секретаря комиссии оформляются постановлениями комиссии.
Следовательно, вопросы, связанные с наделением члена комиссии полномочиями председателя, заместителя председателя и секретаря, а также вопросы досрочного их освобождения от замещаемых должностей отнесены действующим законодательством к ведению самой комиссии либо к ведению непосредственно вышестоящей комиссии. Таким образом, действующее законодательство обеспечивает независимость избирательных комиссий.
Помимо изложенного, представляется, что предлагаемый проектом федерального закона механизм определения порядка инициирования вопроса о досрочном освобождении от должности членов избирательных комиссий в связи с утратой доверия избирателей (по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса либо по инициативе избирателей, подтвержденной не менее 1% подписей избирателей) на практике может привести к излишней "политизации" избирательной комиссии и необоснованному отвлечению их от своей основной деятельности - организации и проведения выборов и референдумов различных уровней.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 17 сентября 2012 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.