Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Лысаковым, М.М. Галимардановым, А.Е. Бобраковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается внесение ряда концептуальных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), а также комплексное увеличение санкций за совершение правонарушений в области дорожного движения и редакционное уточнение ряда статей Кодекса.
Законопроектом (подпункт "а" пункта 2 статьи 1) предлагается внести изменения в статью 3.5 Кодекса и дополнить перечень административных правонарушений, за которые гражданину может быть назначен административный штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей (указанный перечень дополняется правонарушениями, предусмотренными в статьях 12.7-12.9, 12.26, 12.27 Кодекса). Обращаем внимание, что в санкциях проектируемых части 5 статьи 12.15 и части 3.1 статьи 12.16 Кодекса (подпункт "в" пункта 25 и подпункт "б" пункта 26 статьи 1 законопроекта) предусматривается административный штраф в размере десяти тысяч рублей, что требует внесения соответствующих изменений в статью 3.5 Кодекса.
Также предлагается дополнить пункт 1 части 1 статьи 3.5 Кодекса и установить новый порядок исчисления размера административного штрафа (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта). Предусматривается, что штраф может выражаться в величине кратной "сумме уплаченного административного штрафа за совершение первого административного правонарушения при назначении наказания за совершение повторного административного правонарушения". Полагаем, в данном случае речь должна идти о сумме "назначенного административного штрафа", поскольку нарушитель к моменту назначения наказания за повторное правонарушение может не оплатить административный штраф, назначенный за первое правонарушение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 1 части 1 статьи 3.5" следует читать "пункт 2 части 1 статьи 3.5"
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 4.5 Кодекса ("Давность привлечения к административной ответственности") и заменить формулировку "повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровья потерпевшего" перечнем статей Кодекса ("12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27"). Полагаем, увеличение срока давности до одного года по некоторым из перечисленных составов требует дополнительного обсуждения, поскольку краткость установленного в действующей редакции срока давности (два месяца или в случае, когда дело рассматривается судьей - три месяца) обуславливается необходимостью оперативного назначения административного наказания. На наш взгляд, при правонарушениях, связанных с состоянием опьянения, факт совершения правонарушения очевиден и виновное лицо установлено, в связи с чем увеличение срока давности представляется нецелесообразным. Вместе с тем, с учетом новой редакции части 1 статьи 4.5 Кодекса годовой срок давности не будет распространяться на часть 2 статьи 12.30 Кодекса ("Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего"), привлечение к административной ответственности по которой может потребовать временных затрат, в частности, на проведение соответствующих экспертиз.
В новой редакции статьи 12.8 Кодекса (пункт 19 статьи 1 законопроекта), предлагается установить отдельно административную ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, и за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения в результате потребления наркотических средств, психотропных и иных вызывающих опьянение веществ и предусмотреть в первом случае в качестве административного наказания лишение права управления транспортными средствами на срок три года, во втором - на срок пять лет. Полагаем, такой дифференцированный подход нуждается в дополнительном обсуждении в части обоснования большей общественной опасности управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения в результате потребления наркотических средств, психотропных и иных вызывающих опьянение веществ, чем в состоянии алкогольного опьянения.
Также в новых редакциях статей 12.8 и 12.26 Кодекса исключаются специальные составы административных правонарушений, предусматривающие более строгие административные наказания, в частности, за управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершенном повторно, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами и за невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что, полагаем, не соответствует концепции и целям законопроекта, обозначенным в Пояснительной записке к законопроекту.
Считаем необходимым отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект N 186587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения", принятый в первом чтении, в котором предложено системное ужесточение ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, включая внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
На наш взгляд, установление в санкциях ряда статей Кодекса фиксированных административных штрафов, в частности, в размере трех тысяч рублей и пяти тысяч рублей, наряду с альтернативным административным наказанием в виде предупреждения (см. например, подпункт "в" пункта 14 и подпункт "б" пункта 22 законопроекта), нуждается в дополнительном обсуждении с точки зрения несоразмерности данных наказаний.
Законопроектом (пункт 44 статьи 1) предлагается дополнить Кодекс статьей 12.38 "Систематическое нарушение Правил дорожного движения", предусматривающей административную ответственность за совершение водителем "трех и более административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса, которые в сумме оцениваются в двести и более баллов". По нашему мнению, данное предложение законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении и соотнесении с частью 5 статьи 4.1 Кодекса, в соответствии с которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Также из текста законопроекта остается неясным, за какой временной промежуток будут суммироваться баллы за соответствующие правонарушения (например, за один год или за весь водительский стаж гражданина). Вызывает сомнение обоснованность привлечения к административной ответственности по предлагаемому составу юридических лиц, являющихся собственниками транспортных средств.
Представляется, что предлагаемая законопроектом система подсчета баллов (один балл за каждые сто рублей от суммы административного штрафа, наложенного на водителя (собственника) транспортного средства) требует обоснования, поскольку в качестве административных наказаний в главе 12 Кодекса предусматривается не только административный штраф, но и, например, предупреждение и административный арест. Полагаем, что количество баллов должно исчисляться в зависимости от степени общественной опасности совершенных правонарушений, а не от суммы административного штрафа.
Формулировка "медицинского освидетельствования данного лица для подтверждения способности к управлению транспортным средством", использованная в проектируемой части 4.1 статьи 32.6 Кодекса (подпункт "в" пункта 64 статьи 1 законопроекта), нуждается в уточнении, поскольку неясно, что следует понимать под "способностью к управлению транспортным средством". Полагаем, что в данной части речь должна идти о медицинском освидетельствовании, целью которого является получение медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "в" пункта 64 статьи 1" следует читать "подпункт "в" пункта 54 статьи 1"
При доработке законопроекта следует учесть, что Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Кодекс были внесены изменения, аналогичные предлагаемым в пункте 25 и подпункте "б" пункта 26 статьи 1 законопроекта.
Считаем также необходимым отметить следующее. В контексте изменений, предлагаемых в статью 3.3 Кодекса (касающихся возможности установления лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и административного ареста в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания), законопроектом (пункт 20) предусматривается дополнение статьи 12.9 Кодекса, в частности, частями 5 и 7, предусматривающими в санкциях наложение административного штрафа одновременно с лишением права управления транспортным средством. Как следует из изменений, предложенных законопроектом (подпункт "а" пункта 49 и подпункт "а" пункта 50 статьи 1 законопроекта) в статьи 23.1 и 23.3 Кодекса, предполагается, что в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - автоматическая фиксация), данные дела об административных правонарушениях будут рассматриваться должностными лицами органов внутренних дел. В соответствии с частью 3.1 статьи 4.1 Кодекса в случае автоматической фиксации правонарушения может назначаться только административный штраф. Обращаем внимание, что часть 3.1 статьи 4.1 Кодекса исходит из того, что административные наказания в виде административного штрафа, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и административного ареста могут назначаться только в качестве "основных" и могут предусматриваться в санкциях статей Кодекса в качестве альтернативных друг другу. Исходя из положений законопроекта, в случае автоматической фиксации правонарушения лицу, подлежащему административной ответственности, будет назначен административный штраф, а в случае рассмотрения аналогичного дела об административном правонарушении судьей (то есть без автоматической фиксации) будет назначен административный штраф с лишением права управления транспортными средствами. Такой подход, на наш взгляд, не в полной мере соответствует принципу равенства перед законом и судом. Полагаем, что административные правонарушения, за совершение которых предусматривается административный штраф с лишением права управления транспортными средствами должны рассматриваться судьей.
В связи с изложенными замечаниями требуется корректировка положений пунктов 49, 50, 53 законопроекта.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.