Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 22 марта 2013 г.
на проект федерального закона N 164510-6 "О меценатской деятельности"
внесен депутатами Государственной Думы М.П. Максаковой-Игенбергс, С.С. Говорухиным, Л.И. Швецовой, И.Д. Кобзоном, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, В.В. Ивановым, А.Ю. Мургой, О.М. Казаковой, И.В. Мануйловой, В.В. Гутеневым, И.В. Соколовой, М.Н. Берулавой, М.Ю. Назаровой, Е.И. Кузьмичевой, Т.О. Алексеевой, О.Г. Борзовой, В.И. Афонским, Е.Л. Николаевой, В.М. Кононовым, А.И. Аршиновой, членом Совета Федерации Л.Н. Боковой
Досье на проект федерального закона
С ростом финансового благосостояния представителей российского бизнеса активно развивается институт благотворительности и меценатства.
Сегодня стало престижным поддерживать различные виды культурно-массовых мероприятий и спонсировать проведение концертов, выставок и иных мероприятий. Возрождаются некогда бывшие сильными традиции русского меценатства.
В действующем законодательстве закреплено понятие "благотворительность". В Конституции Российской Федерации провозглашен принцип поощрения благотворительной деятельности со стороны государства (часть 3 статьи 39). В то же время, термин "меценатство" пока не получил законодательного отражения.
Проект федерального закона N 164510-6 "О меценатской деятельности" устраняет правовой пробел в этой сфере. Законопроект направлен на поддержку меценатской деятельности как особого вида благотворительной деятельности и его целью является создание благоприятных условий для развития меценатской деятельности в России, к привлечению частных инвесторов для сохранения культурных ценностей страны.
В законопроекте впервые выделены цели меценатства, заключающиеся в формировании условий для сохранения и развития культурных ценностей, в реализации приоритетных программ сохранения и развития культурных ценностей и в поддержке государственных и муниципальных учреждений культуры (статья 3), а также введены понятия "меценат", "меценатская деятельность", "меценатская поддержка", "получатели меценатской поддержки" (статья 4).
В законопроекте введены нормы, которые, по мнению авторов, должны послужить стимулом для осуществления меценатской деятельности: это, во-первых, использование наградного инструментария, обеспечивающего признание и поощрение заслуг граждан на меценатском поприще (статья 10) и, во-вторых, предоставление налоговых льгот и преференций со стороны государства (статья 11).
Не умаляя значимости затронутых авторами вопросов, Комитет Государственной Думы по образованию считает необходимым отметить следующее:
положения пункта 2 статьи 2 законопроекта не согласуются со статьей 10 в части разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
пункт 4 статьи 2 законопроекта не согласуется с наименованием статьи 9 в отношении определения прав, обязанностей, полномочий и ответственности юридических лиц;
в статье 4 законопроекта меценатская деятельность определена как вид культурной деятельности, причем из данного определения не следуют ее отличия от благотворительной деятельности, в связи с чем понятие "меценатская деятельность" требует уточнения. К тому же данное определение в отношении использования термина "культурная деятельность" нуждается в приведении в соответствие с терминологией, закрепленной в статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре;
нормы законопроекта, устанавливающие цели использования меценатской поддержки (статья 5), порядок оказания меценатской поддержки и регулирующие отношения между меценатом, получателем меценатской поддержки (статья 6) и государством (статья 9) дублируют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и являются излишними.
По мнению Комитета Государственной Думы по образованию, под меценатской деятельностью следует понимать добровольную деятельность граждан (физических лиц) по бескорыстной (безвозмездной) передаче имущества (за исключением денежных средств) или права владения и пользования имуществом (за исключением денежных средств) юридическим лицам (некоммерческим организациям, систематически занимающимся общеполезной деятельностью) и субъектам гражданского права (Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям) по определенному ими назначению в общеполезных целях.
Авторы законопроекта объектами меценатства определили культурные ценности, а получателями меценатской поддержки - исключительно государственные и муниципальные учреждения культуры (статья 4). Комитет Государственной Думы по образованию полагает что, эти нормы могут быть дополнены, поскольку меценатство осуществляется в целях оказания помощи не только в сфере культуры, но и в области искусства, образования, науки, просвещения, других областях.
По мнению Комитета Государственной Думы по образованию, статья 8 рассматриваемого законопроекта, устанавливающая права получателей меценатской поддержки в отношении бесплатного оказания меценату услуг в качестве благодарности за оказанную им поддержку и прописывающая стоимость таких услуг, противоречит сущности меценатства, заключающейся в бескорыстности и в безвозмездности.
Представляется целесообразным ввести в законопроекте статью о статусе мецената, предусматривающую установление и присуждение федеральных и региональных почетных званий и наград для меценатов и увековечение имени мецената на объектах меценатской деятельности в случае такого его волеизъявления.
Комитет также предлагает при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможности освобождения государственных и муниципальных учреждений от уплаты налога на имущество в отношении имущества, переданного им в качестве меценатской поддержки.
На законопроект имеется официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором содержатся замечания к концепции законопроекта и содержится вывод о том, что принятие законопроекта в рамках предложенной концепции не создаст дополнительных возможностей и стимулов для осуществления благотворительной деятельности в сфере культуры по сравнении с теми возможностями, которые предусматриваются законодательством Российской Федерации в настоящее время. Разделяя в основном мнение Правительства Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по образованию в то же время считает, что тема законопроекта является актуальной и нуждается в законодательном оформлении.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 164510-6 "О меценатской деятельности" в первом чтении с учетом указанных замечаний, которые должны быть учтены при подготовке данного законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.