Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 265219-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части совершенствования законодательства о привлечении к ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Таким образом, правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях, должны квалифицироваться как одни из самых значительных среди экологических правонарушений.
В 2011 году главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и их заместителями рассмотрено 9206 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 "Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), к административной ответственности привлечены 7218 физических и 47 юридических лиц.
В то же время размеры административных штрафов за указанные правонарушения, предусмотренные Кодексом, существенно ниже, чем за аналогичные правонарушения, совершенные вне особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии со статьей 8.28 "Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан" Кодекса незаконная рубка деревьев вне особо охраняемых природных территорий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
Те же действия, совершенные на особо охраняемой природной территории, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В связи с изложенным предлагается повысить размеры административных штрафов, предусмотренные статьей 8.39 Кодекса.
В 2011 году инспекторским составом государственных природных заповедников и национальных парков на территориях охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, а также на территориях подведомственных им государственных природных заказников федерального значения выявлено 2111 экологических правонарушений с привлечением виновных лиц к установленной законом ответственности.
Однако в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс и вступившими в силу с 1 апреля 2010 г. (Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ), государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков лишены права составления протоколов в охранных зонах заповедников и национальных парков и на подведомственных им территориях государственных природных заказников федерального значения.
Связано это с тем, что в соответствии с новой редакцией части 5 статьи 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" Кодекса государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков имеют право составления протоколов об административных правонарушениях только на территориях самих заповедников и национальных парков (в прежней редакции эта норма распространялась на все особо охраняемые природные территории и их охранные зоны).
Эти изменения фактически лишили инспекторов возможности контролировать прилегающие к заповедникам и национальным паркам территории, что неизбежно повлекло за собой рост браконьерства и нарушения ценных природных комплексов.
В связи с изложенным предлагается внести изменения в пункт 10 части 5 статьи 28.3 Кодекса в части предоставления государственным инспекторам по охране государственных природных заповедников и национальных парков права составления протоколов об административных правонарушениях на всех охраняемых ими территориях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части совершенствования законодательства о привлечении к ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части совершенствования законодательства о привлечении к ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях) не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части совершенствования законодательства о привлечении к ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях)
Не предусматривается признание утратившими силу, приостановление, изменение, принятие федеральных законов в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части совершенствования законодательства о привлечении к ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.