Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 266904-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 33-П, согласно которому положения статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, в той мере, в какой они допускают возможность обложения налогом на доходы физических лиц пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы в интересах физических лиц до 1 января 2005 г. были внесены работодателем в негосударственный пенсионный фонд с удержанием и уплатой данного налога.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации предписано внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы в интересах физических лиц до 1 января 2005 г. были внесены работодателем в негосударственный пенсионный фонд с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, с учетом действовавшего ранее регулирования обложения этих взносов указанным налогом.
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена следующим.
До 1 января 2005 г. налоговая база по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения определялась в соответствии со статьей 213 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно положениям статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в определенных случаях учитывались суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, если указанные суммы вносились за физических лиц из средств работодателей, и не учитывались доходы, полученные в виде выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами в случае, если такие выплаты осуществлялись при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, и не учитываются суммы пенсионных взносов по указанным договорам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
При этом Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не содержит каких-либо переходных положений, устанавливающих порядок обложения налогом на доходы физических лиц сумм пенсионных взносов, внесенных за физических лиц из средств работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения до 1 января 2005 г., и сумм пенсий, выплачиваемых по указанным договорам после этой даты.
Таким образом, суммы пенсионных взносов, если указанные суммы вносились за физических лиц из средств работодателей до 1 января 2005 г., в случаях, определенных статьей 213 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., учитывались при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. С 1 января 2005 г. суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2012 г. N 33-П, рассматривая дело о проверке конституционности положений статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина на удержание налога на доходы физических лиц как с доходов в виде пенсионных взносов, внесенных за него работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения в 2002 и 2003 годах, так и с сумм пенсий, выплачиваемых с 2009 года по такому договору, установил, что впредь до внесения необходимых изменений - в целях предотвращения нарушений конституционных прав налогоплательщиков - при осуществлении пенсионных выплат физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым были внесены в негосударственные пенсионные фонды за этих физических лиц из средств работодателей до 1 января 2005 г. с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, данный налог с сумм пенсионных выплат удерживаться и уплачиваться не должен.
Принимая во внимание изложенное, законопроектом предусматривается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц суммы пенсий, выплачиваемые после 1 января 2005 г. по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым в интересах физических лиц были полностью внесены работодателями в негосударственные пенсионные фонды до 1 января 2005 г. с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, в соответствии с порядком налогообложения, действовавшим до 1 января 2005 г.
При этом в соответствии с законопроектом суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов в виде пенсий по таким договорам, подлежат возврату в порядке, установленном статьей 231 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.