Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 103802-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статью 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатов Государственной Думы А.А. Агеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
1. Статьей 1 проекта предлагается внести дополнение в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), согласно которому положения указанного Федерального закона не распространяются на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных обрядов и церемоний в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 54-ФЗ проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". При этом статьей 16 данного Федерального закона религиозным организациям предоставлено право беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Кроме того, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. И лишь в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, что, по нашему мнению, является обоснованным, так как преследует цели обеспечения безопасности и правопорядка при их проведении.
С учетом изложенного, полагаем, что концепция законопроекта требует дополнительного обсуждения.
2. В связи с предлагаемым в проекте освобождением от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные в статье 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обращаем внимание, что данная статья устанавливает ответственность не за сам факт организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах и не за участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, а за совершение указанных действий, повлекших негативные последствия, перечисленные в части 1 данной статьи Кодекса, а именно, нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи и так далее. Указанные негативные последствия являются единственным ограничением для осуществления перечисленных в статье 20.2.2 Кодекса действий.
Дополнение примечания к статье 20.2.2 предлагаемым исключением для действий юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных обрядов и церемоний это ограничение снимает, что, по нашему мнению, нуждается в дополнительном обсуждении.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.