Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 136312-5 "О потребительском кредитовании",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Ф.С. Тумусовым, Д.Г. Волчеком
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих между заемщиками и кредиторами при предоставлении физическим лицам потребительского кредита.
В соответствии с пунктом "в" статьи 2 законопроекта договором потребительского кредита предлагается признавать кредитный договор или договор на оказание финансовых услуг, связанных с использованием кредитной карты или расчетной карты с правом на овердрафт. Учитывая, что для целей законопроекта понятие "финансовая услуга" не определено, не представляется возможным рассматривать договор потребительского кредита как новый вид договора.
Статья 11 законопроекта, устанавливающая обязанность кредитной организации информировать потребителя о полной стоимости кредита до заключения кредитного договора и до изменения условий данного договора, влекущего изменение полной стоимости кредита, дублирует положения статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Согласно статьям 13, 23 законопроекта заключение договора потребительского кредита может быть обусловлено заключением договоров на оказание сопутствующих услуг (сопутствующих договоров) с определенными организациями. Однако договоры на оказание сопутствующих услуг являются самостоятельными договорами и их заключение не может являться условием заключения другого договора - договора потребительского кредита. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Предлагаемые в статьях 13 и 23 законопроекта нормы ущемляют права потребителей и способствуют созданию условий для ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг.
В абзацах третьем и пятом части 4 статьи 20 законопроекта установлено, что при оценке кредитоспособности потребителя кредитор вправе использовать сведения, полученные в том числе от работодателя (работодателей) потребителя и налоговых органов. Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель может сообщить персональные данные работника в коммерческих целях только с его письменного согласия, а сведения о налогоплательщике, которые стали известны налоговым органам, за исключением перечисленных в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации, составляют налоговую тайну.
Согласно части 1 статьи 25 законопроекта на Банк России возлагаются полномочия по ведению реестров кредитных брокеров и коллекторских агентств, деятельность которых не связана с законодательно закрепленными за Банкам России функциями. Кроме того, не ясна цель ведения реестров кредитных брокеров и коллекторских агентств.
В статьях 26 и 27 законопроекта предусматривается введение нового института - служащий для внесудебного разрешения возникающих разногласий между кредитором и потребителем при союзах и ассоциациях кредитных организаций ("омбудсмен" в сфере потребительского кредитования). В законопроекте отсутствуют положения, предусматривающие обязанности омбудсмена, в том числе в части обработки персональных данных, его полномочия, правовые последствия его решений, а также ответственность.
В законопроекте используются такие термины, как "годовая процентная ставка", "первоначальная стоимость кредита", "переменная годовая процентная ставка", "овердрафт", "дериватив", "омбудсмен", "кредитная линия", "несоразмерно высокое вознаграждение", "неразумно длительный срок", для которых необходимо дать соответствующие определения.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.