Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений по осуществлению капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные и автономные учреждения, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия, выступающие в гражданском обороте от собственного имени, не являясь участниками бюджетного процесса, не могут наделяться статусом государственного (муниципального) заказчика и осуществлять бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности от имени публично-правового образования.
В целях реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (далее - организации), законопроектом предлагаются следующие способы финансового обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства:
а) закрепление в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, созданных в результате осуществления бюджетных инвестиций органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя или права собственника имущества в отношении государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - орган-учредитель);
б) передача органами-учредителями организациям полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению в лице указанных органов государственных (муниципальных) контрактов по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
в) предоставление организациям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
При этом способы, предусмотренные подпунктами "а" и "б", будут реализовываться в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции законопроекта), а способ, предусмотренный подпунктом "в", - в соответствии со статьей 78.2 Кодекса (в редакции законопроекта).
В случае осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности непосредственно органом-учредителем государственным (муниципальным) заказчиком будет выступать орган-учредитель. Операции по осуществлению бюджетных инвестиций будут производиться в рамках исполнения бюджета через лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в установленном порядке органу-учредителю.
По завершении строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта государственной (муниципальной) собственности созданный (приобретенный) объект в установленном порядке закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организацией и отражается в ее балансе.
При передаче на безвозмездной основе полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению в лице органов-учредителей государственных (муниципальных) контрактов (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной (муниципальной) собственности) органом-учредителем заключается соглашение (договор) с организацией.
В новой редакции статьи 79 (пункт 4) Кодекса определены основные требования к содержанию указанного соглашения (договора).
Так, соглашение (договор) предлагается заключать в отношении каждого объекта капитального строительства, которое должно содержать в том числе:
положения, устанавливающие права и обязанности организаций по заключению и исполнению от лица органов-учредителей государственных (муниципальных) контрактов;
ответственность организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
положения, устанавливающие права органов-учредителей и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, установленных заключенными соглашениями (договорами);
положения, устанавливающие обязанность организаций по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органам-учредителям как получателям бюджетных средств.
Передача указанных полномочий не означает, что организации являются государственными (муниципальными) заказчиками.
При этом операции по осуществлению бюджетных инвестиций в части передаваемых органами-учредителями полномочий по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов будут осуществляться в рамках исполнения бюджета в порядке, установленном для получателей бюджетных средств:
на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе органу-учредителю как получателю бюджетных средств;
на основании государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени публично-правовых образований в лице органов-учредителей.
Законопроектом предлагается также дополнение Кодекса новой статьей 78.2, устанавливающей правовые основания для возможности предоставления из бюджетов организациям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Предоставление указанных субсидий предлагается осуществлять в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между получателями бюджетных средств, предоставляющими такие субсидии, и организациями.
Пунктом 4 статьи 78.2 Кодекса (в редакции законопроекта) установлены основные требования к содержанию указанного соглашения (договора), согласно которым в соглашении (договоре) указываются в том числе:
условия о соблюдении автономными учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями при использовании указанных субсидий положений, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальный нужд в отношении бюджетных учреждений;
положения, устанавливающие обязанность государственных (муниципальных) унитарных предприятий по открытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) для учета операций по получению и использованию субсидий;
сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
положения, устанавливающие право получателей бюджетных средств, предоставляющих субсидии, и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями условий, установленных заключенными соглашениями (договорами);
порядок возврата сумм, использованных организациями, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения ими целей и условий, определенных заключенными соглашениями (договорами).
Кроме того, законопроектом предусмотрены основания, по которым предполагается вносить изменения в соглашения (договоры) о предоставлении субсидий, а также в договоры на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимости, заключенные во исполнение указанных соглашений (договоров) бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
Предлагаемые изменения позволят органам государственной власти (органам местного самоуправления), бюджетным и автономным учреждениями, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям обеспечить исполнение своих обязательств по предоставлению субсидий на осуществление капитальных вложений или приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность, а также по договорам строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность, исходя из изменившегося объема субсидии на осуществление капитальных вложений в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление указанной субсидии.
При этом законопроектом установлено право стороны договора требовать от бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия возмещения только фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий договора.
Статью 179.1 Кодекса предлагается дополнить положениями о том, что предоставление субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации федеральным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой с соблюдением требований, установленных Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается внести поправки в статьи 1 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в целях приведения их в соответствие с положениями Кодекса, устанавливающими возможность для осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетными и автономными учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
Реализация предложенных норм позволит создать в рамках сложившегося законодательства условия осуществления бюджетных инвестиций, обеспечивающие их эффективность и полноту контроля за использованием бюджетных средств с учетом особенностей правового положения государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.