Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 263448-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день в Российской Федерации число абонентов операторов связи (по количеству SIM-карт) составляет около 250 миллионов. При этом образовался самостоятельный рынок - рынок услуг коммерческих представителей, оказывающих посреднические услуги в заключении договоров об оказания услуг подвижной связи. При этом со стороны коммерческих представителей нередко имеют место злоупотребления, выражающиеся в:
- оказании услуг связи без заключенного с абонентом договора в письменном виде,
- наличии недостоверных данных об абоненте в договоре (фальсификация данных),
- отсутствии (неполноте) данных об абоненте либо иной существенной информации в договоре,
- заключении договора от имени оператора связи ненадлежащим лицом (в отсутствие полномочий).
Несмотря на то, что действующее законодательство в области связи устанавливает требования к заключению договора на оказание услуг связи и возлагает на операторов связи обязанность идентифицировать абонентов и фиксировать их персональные данные, это не мешает представителям компаний продавать комплекты с SIM-картами, не проверяя личность абонента, а в анкеты вносить вымышленные данные либо данные по ранее заключенным договорам.
Так, за 2010 год по данным операторов связи было выявлено более 13,7 тысяч случаев нарушений, связанных с указанием недостоверных данных об абоненте либо с не предоставлением таких данных при заключении договора на оказание услуг связи. За 2011 год количество выявленных операторами связи нарушений составило около 10 тысяч случаев. В 2012 году количество выявленных операторами связи нарушений значительно выросло по сравнению с 2010 и 2011 годами. Меры, принимаемые операторами связи по пресечению подобных нарушений, являются недостаточными ввиду отсутствия нормативного регулирования данного вопроса.
Кроме этого, в Российской Федерации ежегодно к сетям подвижной радиотелефонной связи незаконно подключается свыше десятка тысяч человек.
Недобросовестные дилеры, получив от оператора SIM-карты для продажи, оптом перепродают их третьим лицам, не имеющим никаких отношений с операторами, а затем отчитываются перед операторской компанией за SIM-карты поддельными договорами, якобы заключенными с абонентами. Эта схема приводит к появлению в сетях подвижной связи пользователей, чьи SIM-карты зарегистрированы на других людей. Такая ситуация может использоваться и в криминальных целях.
Тысячи граждан становятся жертвами мошенников, которые приобретают SIM-карты, используя чужие паспортные данные. В свою очередь счета за используемые услуги приходят абоненту, на которого оформлен договор. Кроме того, абоненты несут риск попадания в объединенную базу данных должников, дальнейшие последствия достаточно неблагоприятные - вплоть до отказа в выезде заграницу.
В свою очередь операторы связи несут убытки в связи с необходимостью возмещать ущерб абонентам, а также в связи с необходимостью оформления "минусового баланса" на лицевых счетах абонентов, подвергшихся преступным действиям.
В связи с тем, что вышеуказанная реализация SIM-карт носит несистемный характер, а именно: точки продаж периодически меняют место нахождения, располагаются в местах массового скопления людей (привокзальные площади, места остановок городского транспорта, метро и другие), не имеют необходимого оборудования (например, средства копирования и сканирования), как правило, постоянная "текучка" среди персонала, - не представляется возможным установить личность сотрудников, осуществляющих бесконтрольную продажу SIM-карт, а также идентифицировать (установить) лиц, приобретающих такие SIM-карты, в том числе в противозаконных целях.
Кроме того, вышеуказанные злоупотребления создают препятствия при проведении оперативно розыскных действиях, так как затрудняют идентификацию абонента. Установлено, что более 70% всех ложных сообщений о готовящихся терактах поступает с мобильных телефонов, как правило, зарегистрированных по подложным сведениям.
Нередки случаи, когда из-за телефонного звонка правоохранительным органам приходится эвакуировать пассажиров вокзалов, аэропортов, школ, университетов и иных помещений. Подобные случаи имеют не только экономические последствия, но и могут угрожать жизни и здоровью граждан.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предлагается осуществлять заключение договоров об оказании услуг связи только в помещениях (части помещений), находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде.
Данная норма законопроекта должна полностью исключить возможность заключения договоров на оказание услуг связи на улице.
Законопроектом предусматривается обязанность лица, действующего от имени оператора связи, при заключении договора на оказание услуг связи вносить в договор сведения о лице, заключающем договор (перечень предоставляемых таким лицом сведений устанавливается правилами оказания услуг связи), а также направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение 10 дней после его заключения.
Законопроектом предлагается закрепить административную ответственность для лиц, осуществляющих заключение договоров на оказание услуг связи, неуполномоченных оператором связи на заключение договора об оказании услуг подвижной связи, а также за предоставление недостоверной информации об абонентах оператору связи, что позволит применять к указанным лицам меры профилактического характера и будет способствовать предупреждению совершения правонарушений.
Предложенный законопроект позволит упорядочить процесс реализации SIM-карт дилерами, сократить число мошеннических случаев - например, продажу SIM-карт на несуществующие паспортные данные и перепродажу дилерами SIM-карт другим юридическим лицам.
Введение предложенных законопроектом норм не приведет к ограничению прав потребителей на получение услуг связи.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.