Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 12794-6 "О внесении изменений в статьи 21 и 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Е.Б. Мизулиной
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в качестве одного из оснований освобождения председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии предусматривается утрата доверия избирателей. В связи с данным предложением следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно Федеральному закону N 67-ФЗ избирательные комиссии не являются ни органами государственной власти, ни органами местного самоуправления. Центральная избирательная комиссия является федеральным органом, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - государственным органом субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования - муниципальным органом. Кроме того, избирательные комиссии не избираются гражданами Российской Федерации. Их формирование осуществляется в определенном, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ порядке. На основании изложенных норм полагаем, что освобождение от своих обязанностей председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии в связи с утратой доверия избирателей неправомерно.
Согласно проектируемому пункту 12.2 статьи 28 досрочное прекращение полномочий указанных лиц на основании утраты доверия избирателей допускается по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. По нашему мнению, утрату доверия избирателей могут выразить только избиратели, а не члены комиссии. Аналогичное замечание относится к проектируемому пункту 12.4 статьи 28, которым допускается досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя и секретаря ЦИК Российской Федерации на основании утраты доверия избирателей при наличии постановления Совета Федерации или Государственной Думы.
Пунктом 12.2 статьи 28 предусматривается также, что досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии допускается по инициативе избирателей, подтвержденной не менее 1% подписей избирателей. При этом остается неясным, каким образом указанный процент должен определяться, учитывая компетенцию избирательных комиссий.
Проектом федерального закона в качестве одного из оснований освобождения указанных лиц от исполнения своих обязанностей до истечения срока полномочий комиссии устанавливается прекращение полномочий члена комиссии (проектируемый пункт 12.1 статьи 28). При этом не определяется, в каких случаях и в каком порядке реализуется данное требование.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.