Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 11 апреля 2013 г. N 51/1.1
о проекте федерального закона N 242584-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 242584-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан", внесенный Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается ратифицировать подписанное в городе Душанбе 5 октября 2012 года Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан.
Указанное Соглашение направлено на совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы размещения и функционирования российской военной базы на территории Республики Таджикистан (РТ). С вступлением документа в силу прекращают свое действие Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории РТ от 16 апреля 1999 года и ряд двусторонних соглашений, заключенных в октябре 2004 года.
Соглашение уточняет толкование ряда понятий, используемых в тексте документа, таких как "российская военная база", "воинские формирования российской военной базы", "движимое/недвижимое имущество российской военной базы", "контртеррористическая операция", "террористический акт" и т.д. (статья 1).
Документом конкретизируется компетенция уполномоченных органов Сторон по реализации Соглашения (от Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации, от Таджикистанской Стороны - Министерство обороны РТ, статьи 2, 4, 5, 6 и др.).
Соглашением предусматривается, что российская военная база в период ее пребывания на территории РТ защищает интересы Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также обеспечивает совместно с Вооруженными Силами РТ во взаимодействии с Вооруженными Силами России, другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской и Таджикистанской Сторон безопасность Республики Таджикистан.
Для достижения указанных целей Российская Сторона осуществляет содействие в обеспечении Республики Таджикистан совместимым вооружением, военной и специальной техникой (статья 3).
Применение воинских формирований российской военной базы осуществляется на основе Договора о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.), Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (25 мая 1993 г.) и в соответствии с законодательством обеих Сторон (статья 4). При этом допускается возможность ввода на территорию РТ воинских формирований, не входящих в состав российской военной базы.
Устанавливается, что при угрозе совершения террористического акта командир российской военной базы вправе принять решение о применении ее воинских формирований для охраны российской военной базы и объектов, принадлежащих Российской Федерации.
Положениями документа (статья 5) регулируются вопросы повседневной деятельности российской военной базы, в том числе мест дислокации ее воинских формирований и их дальнейшего изменения, состава и организационно-штатной структуры, организации и проведения оперативной и боевой подготовки, внутренней службы, порядка комплектования военнослужащими и гражданским персоналом, а также обеспечения вооружением, военной и специальной техникой, другими материальными средствами.
Соглашение регламентирует вопросы пользования Российской Стороной недвижимым имуществом, являющимся собственностью РТ и переданным во временное пользование для размещения российской военной базы (статья 6).
Кроме того, документом регулируется порядок организации воинских межгосударственных перевозок в интересах российской военной базы (статья 7), осуществляемых в ее интересах полетов российских воздушных судов и движения наземных транспортных средств (статьи 8, 10), организации материального, финансового, медицинского и иного обеспечения (статья 17), а также связи (статья 18).
Согласно Соглашению взаимные обязательства Сторон (статья 11) предусматривают уважение личным составом российской военной базы, членами их семей суверенитета, соблюдение ими Конституции Республики Таджикистан и ее законодательства, невмешательство в ее внутренние дела.
В свою очередь Таджикистанская Сторона обязуется уважать статус и правовое положение российской военной базы, ее личного состава и членов семей, не допускать действий, затрудняющих функционирование российской военной базы, принимать необходимые меры по обеспечению ее безопасности, а также по бесперебойному обеспечению базы электроэнергией, услугами связи, водой и другими видами коммунально-бытовых услуг по тарифам, установленным для Вооруженных Сил РТ.
Документом декларируется (статья 13) неприкосновенность лиц из числа личного состава российской военной базы, членов их семей, недвижимого имущества российской военной базы, ее архивов, документов и корреспонденции. Движимое имущество российской военной базы пользуется иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста. Лица из числа личного состава российской военной базы и члены их семей освобождаются от уголовной, гражданской и административной юрисдикции Республики Таджикистан, кроме общепринятых в мировом праве случаев. В то же время иммунитет этих лиц от юрисдикции РТ не освобождает их от юрисдикции Российской Федерации.
Соглашение регулирует трудовые отношения граждан Российской Федерации и граждан Республики Таджикистан, которые привлекаются для работы по найму в качестве гражданского и обслуживающего персонала российской военной базы (статья 15).
Кроме того, его положениями регламентируется порядок возмещения возможного ущерба, причиненного Сторонам действиями как юридических лиц или граждан РТ, так и российской военной базы, ее личного состава, членов их семей (статья 16).
Зафиксировано, что Таджикистанская Сторона не предъявляет Российской Стороне претензий за действия личного состава российской военной базы, совершенные при выполнении им задач по отражению внешней военной агрессии, ликвидации террористических вооруженных формирований.
Документ содержит положения, предусматривающие своевременный обмен на безвозмездной основе информацией в связи с выполнением Соглашения. Предусматривается, что информация, полученная в рамках Соглашения, не может быть передана третьей стороне без письменного согласия Стороны, передавшей такую информацию (статья 18).
Для решения спорных вопросов, возникающих в связи с применением положений документа, уполномоченными органами Сторон создается Согласительная комиссия (статья 20). В том случае, если Согласительная комиссия не может разрешить переданный на ее рассмотрение вопрос, Стороны создают межправительственную комиссию.
Соглашение заключено на срок 49 лет с возможностью автоматического продления на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не позднее, чем за один год до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не направит другой Стороне письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие (статья 22).
В то же время действие документа может быть прекращено досрочно по взаимной договоренности Сторон. В этом случае предусматривается создание Сторонами межправительственной комиссии, которая определяет порядок, сроки и условия вывода российской военной базы с территории Республики Таджикистан.
Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что в тексте Соглашения допущена ошибка технического характера: в наименовании статьи 13 документа записано "Правое положение", в то время как по смыслу речь идет о "Правовом положении".
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что ратификация документа будет способствовать дальнейшему развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, поддержанию мира и стабильности в регионе, повышению роли и влияния России в Центральной Азии. В силу этого Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, целесообразно рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект и ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан.
Первый заместитель председателя Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.