Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (об усилении ответственности за правонарушения в области дорожного движения)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Лысаковым, М.М. Галимардановым, А.Е. Бобраковым, В.В. Белоусовым, А.Н. Хайруллиным.
Законопроектом предлагается комплексное изменение санкций в статьях главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленное на усиление административной ответственности за противоправные действия в области дорожного движения путем приведения ее видов и размеров административных штрафов в соответствие со степенью общественной вредности правонарушений, поскольку в настоящее время имеет место явное несоответствие меры ответственности степени их общественной вредности.
В целях возможности реализации указанных целей законопроекта соответствующие изменения предлагается внести в ряд общих положений Кодекса.
Так, с пяти тысяч рублей, установленных в настоящее время, до пятидесяти тысяч рублей увеличивается верхний предельный размер административного штрафа, налагаемого за данный вид правонарушений, и со ста рублей до пятисот рублей повышается нижний предел штрафа. За повторные правонарушения вводится исчисление штрафа в величине, кратной сумме уплаченного административного штрафа за совершение первого административного правонарушения - соответствующие изменения вносятся в статью 3.5 Кодекса.
С трех лет до пяти лет увеличивается срок лишения специального права, и данный вид административного наказания устанавливается в качестве дополнительного внесением изменения в статью 3.3 Кодекса, аналогичное изменение предлагается относительно такого вида наказания как административный арест.
До одного года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за ряд административных правонарушений в области дорожного движения с участием водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения.
Предусматривается уточнение редакции статьи 4.6 Кодекса, устанавливающей срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В статьях 12 главы Кодекса со ста рублей до пятисот рублей повышается размер нижнего предела административного штрафа, а также фиксированный размер штрафа, в случае, если в настоящее время он установлен в меньшем размере.
Значительно ужесточаются санкции в статьях 12.7, 12.8, 12.9, 12.26, 12.27 и в ряде других статей Кодекса, устанавливающих ответственность за правонарушения, отличающиеся значительной степенью общественной вредности, в том числе с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения.
В целях ужесточения ответственности "пьяных водителей" вводятся новые составы правонарушений.
Так, частью 2.1 статьи 12.7 Кодекса устанавливается ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 12.8, статьей 12.26 или частью 3 статьи 12.27 Кодекса с наказанием в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с административным арестом на срок до пятнадцати суток или обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
Частью 1.1 статьи 12.8 проектируется ответственность в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на пять лет за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ.
Предлагается ввести ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения, дополнив главу 12 Кодекса новой статьей 12.38.
Также законопроектом вносится изменение в статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Рассмотрев законопроект, сообщаем, что его концепция поддерживается.
Актуальность законопроекта не вызывает сомнения, поскольку положение дел в сфере безопасности дорожного движения приобретает черты глобального кризиса: это вызвано и огромным ростом автомобильного парка, и пренебрежительным отношением водителей к правилам дорожного движения, и отсутствием общей правовой культуры участников дорожного движения, крайним выражением которого является управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Как следует из приведенных в пояснительной записке статистических данных в 2011 году произошел всплеск таких правонарушений: количество их возросло до 12.199, причем прирост продолжился и в 2012 году. Это связано с тем, что к принятым ранее мерам люди уже адаптировались, культура вождения за это время не повысилась, а даже наоборот; снизилось количество сотрудников ГИБДД, возникло неоднозначное понимание состояния опьянения. Установленная ответственность уже не в состоянии выполнять адекватную карательную функцию, а тем более иметь превентивное значение.
Поэтому на сегодняшний день является своевременным принятие решительных, даже радикальных законодательных мер для исправления возникшей ситуации в целях искоренения пьянства за рулем, результатом которого является гибель людей.
На текст законопроекта имеется ряд замечаний, не относящихся к его концепции.
Так, представляется, что в дополнительном обсуждении в части предлагаемой системы подсчета баллов нуждается проектируемая статья 12.38 "Систематическое нарушение Правил дорожного движения".
При доработке законопроекта следует уточнить редакцию компетенционных статей 23.1 и 23.3 Кодекса в части полномочий судей и должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях с санкцией в виде административного штрафа с безальтернативным лишением права управления транспортными средствами.
Из законопроекта следует исключить пункт 25 и подпункт "б" пункта 26 статьи 1 в связи с принятием и вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако, указанные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "1" апреля 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.